В исследованиях посвященных данной тематике можно встретить различные определения сущности и задач деятельности внебюджетных целевых фондов.
Внебюджетные фонды - это особые фонды денежных средств, формирование которых обусловлено их целевым характером. Целью создания общегосударственных и других целевых фондов является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств [39, с.56].
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения [33, с.61].
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах - нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими [39, с.71].
Основное отличие таких целевых фондов от бюджетных средств состоит в строго определенных целях их использования. На определенном этапе развития финансовой системы на базе объединения различных фондов создается государственный бюджет, что облегчает управление движением финансовых потоков и создает возможность возмещения нехватки средств в одних фондах за счет средств из других фондов [30, с.37].
К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете, и независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространяются нормы и положения налогового законодательства той страны в которой они создаются.
В современных условиях, когда страны СНГ вступили на путь социальных преобразований возрастает значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов.
К этим преимуществам относятся [35, с.25]:
- во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов.
во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо выполнять роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы [27, с.62].
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Наличие разнообразных источников образования внебюджетных фондов обуславливает возможность различных форм взаимодействия внебюджетных фондов с бюджетом. Во-первых, финансирование фондов только из бюджета в виде субсидий и займов и, наоборот, финансирование бюджета из фондов в виде займов. Во-вторых, средства в фонды могут поступать из нескольких звеньев финансовой системы: из бюджета на безвозвратной и возвратной основе, от предприятий и граждан в виде налогов и сборов, а также из других внебюджетных фондов. Возможны и встречные денежные потоки из внебюджетных фондов в адрес других участников финансовых отношений [24, с.53].
Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
В последнее время наблюдается тенденция роста расходов на социальные нужды, что вызвано объективными причинами: ростом продолжительности жизни в промышленно развитых странах, а также необходимостью преодоления различий в уровне жизни различных групп населения.
Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Украины. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные страховые фонды. Возникла новая отрасль экономических отношений между населением и государством, населением и местными органами власти или субъектами хозяйствования. Цель создания этой системы в создании финансовых мер и условий социальной защиты и социального обеспечения населения. Рассмотрим отличие данных понятий. Социальное обеспечение - это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не свойственна системе социального обеспечения [23, с.49].
Социальное обеспечение в СССР именовалось государственным, т.е. для неё характерна моносубъектность. Система же социальной защиты является более развернутой, и здесь наблюдается многосубъектность, т.е. социальная защита может исходить как от государства, субъектов государства, так и от муниципальных образований, от предприятий и организаций, специализированных структур (негосударственные пенсионные фонды), благотворительных организаций и т.д. Система социальной защиты по объему гораздо шире, чем система социального обеспечения. Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, т.е. в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы. Кроме социального обеспечения в социальную защиту можно включать другие подсистемы: подсистема защита населения от чрезвычайных ситуаций, подсистема обеспечения занятости, подсистема защиты сбережений и денежных средств[23, с.50].
Социальное обеспечение в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.
Взгляды на систему социального обеспечения в разных странах отличаются. Международная Ассоциация Социального Обеспечения (International Social Security Association) классифицирует различные формы системы социального обеспечения следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание [37, с.79].
Самой важной функцией системы социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Структура такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального страхования нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка социальным обслуживанием. Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение доходов". Еще одним структурным направлением, которое выполняет функцию "вертикального перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального распределения" выполняет социальное страхование. Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации [27, с.65].
В ходе исследования было отмечено влияние социального обеспечения на экономическую стабилизацию. Поскольку, система социального обеспечения умелым регулированием пропорциями социальных взносов и налогов может добиться экономической стабилизации, предотвращая тем самым, такие социальные опасности как инфляция и финансовые проблемы государства.
Можно считать, что основой системы социального обеспечения является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы [28, с.59]:
а) пенсионное страхование:
б) медицинское страхование:
в) страхование несчастных случаев на производстве:
г) страхование по безработице.
Воплотить в жизнь и наполнить данную систему финансовым содержанием призваны внебюджетные фонды социального характера.
В Украине создана система централизованных внебюджетных фондов.
Внебюджетные целевые фонды Украины — это фонды финансовых ресурсов, необходимых для финансирования приоритетных направлений социально-экономических задач государства и органов местного самоуправления. Они формируются за счет обязательных взносов и отчислений юридических и физических лиц и предназначаются, как правило, для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и во многих странах — на медицинскую помощь. Эти фонды являются государственной собственностью. Внебюджетные целевые фонды в Украине создаются только на государственном уровне. По целевому назначению они имеют социальную направленность, по способу образования — самостоятельное управление. Централизованные целевые внебюджетные фонды создаются компетентными органами со строго целевой направленностью [17, с.59].
Внебюджетные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, предусмотренные государством в положениях об этих фондах. Государство определяет уровень страховых платежей, по его решению изменяется структура и уровень денежных выплат из социальных фондов.
Источниками формирования доходов государственных целевых внебюджетных фондов являются [16, с.152]:
1) обязательные платежи юридических и физических лиц, установленные законодательством;
2) добровольные взносы юридических и физических лиц;
3) средства Государственного бюджета;
4) прочие доходы.
Статьи расходов государственных целевых внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением, регламентируемым соответствующими законами.
Формируются целевые фонды в основном за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, установленные законодательством. При этом взносы наемного персонала и застрахованных лиц представляют собой вычет из их дохода. Имеет место следующая статистика налоговых ставок взносов на социальное страхование. Ставки взноса работодателей. В некоторых странах, например в США, действует комбинированная ставка (с лиц наемного труда и предпринимателей) в размере 15,3 %. Особенностью взимания социальных взносов с работодателей является то, что облагаемая база представляет собой не общий фонд заработной платы предприятия, а заранее установленную максимальную валовую заработную плату (например, в США, это - сумма 50 тыс. долл.). Суммы, превышающие максимально установленную облагаемую величину зарплаты, взносами не облагаются. Это положение стимулирует наличие в штате компаний высококвалифицированных сотрудников [37, с.81].
Взносы в социальные фонды приравниваются к издержкам производства и, таким образом, включаются в цену продукции. В США действует большое число социальных фондов, наиболее крупными из которых являются фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца, фонд страхования государственных служащих, фонд помощи нуждающимся. В ФРГ существует несколько фондов: фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице. В Великобритании существуют фонд национального страхования и пенсионные фонды государственных предприятий. В Японии функционируют фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма и фонд страхования от безработицы. Во Франции целям социальной помощи населению служат фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству; пенсионный фонд; фонд помощи семьям и национальный фонд помощи безработным[37, с.82].
Таким образом, определено, что сущностной особенностью внебюджетных целевых фондов является из обособленность от бюджета. При этом характерной чертой формирования внебюджетных фондов служит то, что формирование финансовых активов фонда осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Эти основные суммы отчислений по внебюджетным фондам включаются в состав себестоимости и установлены в проценте к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды имеют определенную самостоятельность и целевое назначение, являются некоммерческими организациями и предназначены для социальной защиты и социального обеспечения населения.
Рекомендуемое:
Сущность и инструменты ипотечного кредитования
Жилье является дорогостоящим товаром длительного пользования. Его приобретение, как правило, не может производиться за счет текущих доходов потребителей или накоплений. В большинстве стран мира приобретение жилья в кредит является не только основной формой решения жилищной проблемы для населения, н ...
Страхование ответственности перевозчика
Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспортного средства. При перевозке грузов существуют единые международные принципы, определяющие границы ответственности перев ...
Анализ инвестиционной деятельности ОАО "Дальневосточный
банк" в 2004-2006гг.
ОАО "Дальневосточный банк" (далее Банк) учрежден в 1990 году в форме открытого акционерного общества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Банк работает на основании генеральной банковской лицензии №843, выданной ЦБ РФ с 15 июля 2003 года. Кроме того, Банк имеет следующ ...