Ведение любой предпринимательской деятельности происходит в условиях риска и неопределенности. Агропромышленное производство отличается особой рисковой средой, так как среди множества рисков присутствует один, весьма опасный и максимально влияющий на конечные результаты производственно-финансовой деятельности, – природно-климатический риск.
Ежегодно сельхозпроизводство несет колоссальные убытки от стихийных бедствий: града, ураганных ветров, аномальных колебаний температуры, сильных дождей, весенних паводков и других чрезвычайных ситуаций. Основной ущерб сельскохозяйственному производству наносят регулярно повторяющиеся засухи. При этом экономический ущерб в результате указанных обстоятельств не только сопоставим с масштабами финансовых результатов деятельности хозяйств, но и периодически превышает их. Вместе с тем помощь из федерального бюджета до 2004г. была несравнимо меньше экономического ущерба и имела, кроме того, постоянную тенденцию к сокращению. А начиная с 2004г., компенсация ущербов сельскохозяйственным организациям вообще отменена.
Комплексное воздействие как традиционных для любой коммерческой деятельности рисков (производственных, финансовых, коммерческих), так и специфичных обязывает сельскохозяйственные предприятия в системе своих интересов и приоритетов выставлять на первое место стабильность и гарантированный результат.
Весь период реформ в сельском хозяйстве России отличался разными способами антикризисного управления перечисленными рисками. Разрабатывались всевозможные схемы и варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий, реструктуризации их задолженности и бизнеса. Реализовывались на практике различные программы финансового оздоровления предприятий. Все эти меры можно рассматривать как механизмы или избегания, или удержания, или снижения сельскохозяйственных рисков, но не их передачи. Страхование как эффективный инструмент передачи рисков практически совсем не использовалось, хотя имеет важнейшее значение для повышения финансовой устойчивости и поддержания доходности сельскохозяйственных предприятий.
Более семидесяти лет страхование имущества предприятий АПК, в том числе сельскохозяйственных культур, осуществлялось в обязательной форме. Демонополизация в девяностых годах ХХ века страхового рынка не повлекла за собой кардинального изменения концептуальных основ страховой защиты на селе. Это и является основной причиной низкого уровня развития страхования в АПК. Тем не менее, в Основных направлениях агропромышленной политики Правительства РФ на 2001-2010 годы, наряду с такими механизмами управления сельскохозяйственными рисками, как форвардные и срочные контракты (фьючерсы, опционы) на покупку продукции сельского хозяйства, позволяющими хеджировать риски колебания рыночных цен, особое значение придается страхованию урожая и доходов сельскохозяйственных предприятий. При этом основными задачами являются вхождение в единую систему страхования практически всех сельскохозяйственных предприятий и активная поддержка этого процесса со стороны государства. Во многих развитых странах мира страхование сельскохозяйственных рисков также является объектом пристального внимания и поддержки со стороны государства. Государственная поддержка страхования в сельском хозяйстве осуществляется из бюджетов различных уровней, созданы специализированные государственные учреждения, реализующие различные программы субсидированного страхования.
Эффективному развитию важнейшего инструмента регулирования агропромышленного производства, страхования, способствует тот факт, что его государственная поддержка не оказывает негативного воздействия на результативность международной торговли. Государственная поддержка страхования согласно правилам ВТО включена в группу "зеленая корзина" и, следовательно, освобождена от обязательств по сокращению. Несмотря на всю актуальность темы страхования сельскохозяйственных рисков, в частности страхования сельскохозяйственных культур, и необходимость его государственной поддержки, существует немало проблем, которые тормозят, а зачастую просто искажают истинный смысл этой экономической категории. До сих пор не определены ясные цели и стратегия развития страхования в системе регулирования агропромышленного производства. Другими словами, отсутствует нормативно-правовой документ, который регулировал бы формы проведения страхования сельскохозяйственных рисков, способы участия в нем государства, виды страхования, поддерживаемые государством, вопросы перестрахования, налогообложения, создания централизованных страховых резервов и многое другое. Несмотря на то, что методологические и организационные основы страхования сельскохозяйственных рисков имеют глубокие исторические корни, длительную идеологическую "привязанность" к государственной монополии на страхование в АПК, тем не менее, проблемы организации государственной поддержки страхования в научном отношении, применительно к современным условиям развития АПК, изучены недостаточно. В настоящее время существует острая потребность в разработке на общегосударственном уровне концепции государственной поддержки страхования в системе регулирования агропромышленного производства, новых теоретических и методических приемов формирования тарифов по страхованию сельскохозяйственных культур, методики определения емкости рынка страхования сельскохозяйственных культур и, соответственно, размеров бюджетной помощи, а также потребность в организации государственного мониторинга по страхованию в АПК и создании комплексных программ страхования сельскохозяйственных предприятий.
Рекомендуемое:
Пластиковые карточки как перспективная форма расчетов населения
Банковская пластиковая карточка (далее — карточка) — персонифицированное либо не персонифицированное средство проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и осуществления иных операций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. В зависимости от того, кто ...
Сущность и перспективы развития мобильного банкинга
в России
(Personal Digital Assistant) с использованием технологии беспроводного доступа (Wireless Application Protocol – WAP)[5]. Услуги мобильного банкинга впервые были реализованы в 1992 г.: пионером в этой области стал банк Merita Nordbanken, а с 1999 года мобильный банкинг получает распространение в стр ...
Особенности
функционирования банковских пластиковых карточек на современном этапе развития
безналичных расчетов в Республике Беларусь
Одной из основных задач, решаемых при создании платежной системы, является выработка, и соблюдение общих правил обслуживания, проведения платежей и взаиморасчетов. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций - стандарты данных, сообщений, протоколы передачи данных, процедуры автор ...