Еще до своего избрания главой Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль заявлял о принципиальной борьбе с так называемыми зарплатными схемами, которые позволяют клиенту уходить от уплаты налога, а страховой компании приносят небольшую, но стабильную прибыль. Подобные махинации, по разным оценкам, составляют от 40 до 90 процентов премий по страхованию жизни (около 3 млрд. долларов).
Бюджетный комитет Государственной Думы решил пресечь такие схемы с помощью налогов. В конце 2001 года был разработан соответствующий законопроект поправок в НК. Раньше клиент при досрочном расторжении договора по долгосрочному страхованию жизни получал выплатную сумму (аннуитет) и не платил с нее никаких налогов. Согласно новой редакции, по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, взимается 13-процентный подоходный налог с выплат ренты или аннуитетов. Страховые схемы становятся невыгодными. Государство торжествует. Однако удар, нанесенный по налогосберегающим технологиям, пришелся и по страховщикам и поставил под вопрос будущее добровольного страхования.
Николай Николаев, руководитель управления по связям с общественностью ВСС считаем, что эти поправки отрицательно влияют на развитие долгосрочного страхования жизни. Новая редакция второй главы НК ставит в неравное положение страховщиков. Одновременно человек, заключающий договор долгосрочного страхования жизни, оказывается в определенной зависимости. Не важно, что с ним может произойти, но без уплаты 13-процентного налога ранее, чем через пять лет свои средства он не заберет. А произойти может всякое.
Вторая принципиальная претензия ВСС к Налоговому кодексу касается имущественного страхования. К примеру, сгорела дача, застрахованная на 20 тыс. долларов. Мало того, что с началом действия поправок придется собрать неимоверное количество документов, подтверждающих страховой случай. Если страховка составила 20 тыс. долларов, а вы решите построить шалаш стоимостью 100 долларов, то с разницы (19 900 долларов) придется заплатить все те же 13 процентов. Вряд ли это понравится потребителю страховых услуг.
Одобренный президентом закон был разработан и принят в такие короткие сроки (полгода), что страховщики просто не успели собраться с силами и учесть свои интересы. По словам г-на Николаева, "компании по-разному смотрят на зарплатные схемы". Одни применяют, другие, наоборот, готовы бороться и заявляют о необходимости увеличения подоходного налога с 13 до 35 процентов, третьих это вообще не интересует.
Для согласования всех мнений при ВСС создана рабочая группа, которая найдет "золотую середину". Есть предложение сократить минимальный срок действия договоров долгосрочного страхования с пяти до трех лет либо освободить от уплаты налога часть аннуитетов. Предполагается также четко определить причины расторжения договоров. Все это должно найти отражение в законопроекте ВСС "О внесении изменений и дополнений в главу вторую Налогового кодекса".
Основные опасения вселяют преимущества банков перед страховыми компаниями в работе с клиентами. Что можно предпринять в этой связи, страховщики пока не знают. Борьба с зарплатными схемами уже дает результаты. Рост страховых взносов по страхованию жизни по сравнению с прошлым годом сократился в несколько раз.
Для страховых организаций при исчислении налога на прибыль руководствуются Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1, Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (в редакциях последующих изменений и дополнений), «Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. № 491 (далее Положение № 491). В соответствии с Положением № 491 к доходам страховщика относятся:
· выручка страховщика,
· прочие поступления от страховой деятельности,
· доходы от иной деятельности.
Рекомендуемое:
Зарубежный опыт страхования государственных служащих на примере Мексики
Мексиканским законодательством о труде в определенной мере регламентируются также случаи, при наступлении которых разрешается производить «вычеты или уменьшения заработной платы работника» (ст. 38). Размеры всех вычетов не могут превышать 30% заработной платы, однако это ограничение не принимается ...
Собственные ресурсы банка
Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи. Роль и величина собственного капитала коммерческих банков имеет особую специфику, отличающуюся от предприятий и организаций, занимающихся другими видами деятельности тем, что за счет собственного капитала ...
Создание и развитие государственного страхования в 1920-49-0е годы.
Кооперативное страхование
После Октябрьской революции начинает формироваться государственная монополия в страховой сфере на основе национализации страхового дела в соответствии с декретом Совнаркома РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике». Однако в условиях хозяйственной разрухи, ...