Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Характерная особенность коммерческих банков заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений). В соответствии с законодательством, в России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке, так и кредитные организации с лицензиями ЦБ РФ на право осуществлять отдельные банковские операции.
Актуальность темы - кредитная система является неотъемлемой и важной частью экономики любой страны, так как от ее функционирования зависит форма и динамика развития страны, и в первую очередь в экономическом плане.
Целью данной работы является рассмотрение кредитной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать понятие и охарактеризовать структурные элементы кредитной системы; рассмотреть этапы реформирование кредитной системы в России, а также раскрыть сущность небанковских кредитных учреждений и проблемы их развития.
Кредитную систему можно рассматривать в двух аспектах проявления:
во-первых, кредитная система как совокупность кредитных отношений, форм, способов и типов кредитования;
во-вторых, кредитная система как совокупность банковских и иных кредитных организаций, работающих в правовом поле, определенном законодательными актами, являются структурными элементами кредитной системы.
Субъектами отношений могут выступать коммерческие организации, население, государство, сами банки. В кредитных отношениях каждый субъект рынка может выступать в двух лицах, как кредитор и как заемщик.[1]
Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке кредита. Условием развития кредитных отношений является доверие кредитора к заемщику, которое возможно при соблюдении следующих принципов:
1. возвратности – необходимости возврата кредита;
2. срочности – необходимости возврата кредита в определенный условиями договора срок;
3. платности – показателем данного принципа является ссудный процент, представляющий собой своеобразную цену предоставленного во временное пользование кредита;
4. обеспеченности защиты имущественных интересов банка и при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств по возврату полученных на основе кредита денег;
5. целевого характера кредита - ссуда выдается на определенную и заранее известную банку цель или одобренную им деятельность заемщика.
Кредитные организации взаимосвязаны между собой и реализуют потребности участников рыночных отношений - коммерческих организаций, физических лиц, институтов государства в денежных средствах или услугах связанных с финансами и денежным оборотом. [2]
Рекомендуемое:
Сущность и перспективы развития мобильного банкинга
в России
(Personal Digital Assistant) с использованием технологии беспроводного доступа (Wireless Application Protocol – WAP)[5]. Услуги мобильного банкинга впервые были реализованы в 1992 г.: пионером в этой области стал банк Merita Nordbanken, а с 1999 года мобильный банкинг получает распространение в стр ...
Анализ заемщика и условия предоставления кредита
Для получения кредита Заемщик предоставляет в Банк следующие документы: заявление (анкета); паспорт Заемщика и его Поручителя; документы, подтверждающие величину доходов и размер производимых удержаний Заемщика и его Поручителя; для пенсионеров – пенсионное удостоверение и справка из отделения Пенс ...
Проблемы развития ипотечного жилищного кредитования
Проблему доступности ипотеки в России пытаются решать на различных уровнях: начиная от банковских структур и заканчивая Правительством. Несмотря на многоаспектность рассматриваемой проблемы, её взаимосвязь с другими социально-экономическими факторами, как правило, доступность ипотеки сводится к трё ...