На основе обобщения и анализа большого количества информационного материала об имевших место экономических потерях, вследствие подверженности рискам различных сфер жизнедеятельности государства, делается вывод, что страхование как стратегическая функция государства дает возможность сохранить не только экономический суверенитет государства, но и в ряде случаев и саму государственность.
Таким образом, в страховании как функции государства заинтересовано как государство в целом, так и каждый из страхователей. Поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности. Страхование - это функция и задача государства, для выполнения которых требуется образование специальных денежных фондов страховых фондов. Рассматривая страхование как функцию и задачу государства, необходимо подходить к признанию образуемых для обеспечения этих целей страховых фондов как части национального богатства страны и части финансовой системы общества, подверженных регулированию нормами финансового права.
Используя финансовую систему, в том числе денежные ресурсы страховых централизованных и децентрализованных фондов, обеспечивая финансово-правовое регулирование процессов образования, перераспределения и использования фондов, государство и осуществляет финансовую деятельность для выполнения своих задач в каждый данный период своего развития в условиях насыщенности своей деятельности рисками экологических и техногенных катастроф, финансовыми, политическими, социальными и иными рисками.
Главная цель финансовой деятельности государства - обеспечивать, гарантировать выполнение не одной какой-то задачи или функции государства, а практически всех.
Функции финансов в страховой деятельности реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений, порядок образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных страховых фондов, методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство в сфере страхования.
Существенное значение в финансовой системе Российской Федерации имеют социальные государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прямо не связанные с бюджетами различных уровней, находящиеся в распоряжении государства и имеющие сугубо целевой характер расходования денежных средств их образующих. Указанные фонды имеют общегосударственное значение, так как по размеру мобилизующих денежных средств они занимают главенствующее положение в государстве и призваны обеспечивать финансирование важнейших программ социального развития страны. На сегодня, как отмечается автором, можно констатировать сопоставимость суммарного бюджета социальных государственных внебюджетных фондов и федерального бюджета. Формирование и использование социальных государственных внебюджетных фондов, безусловно, являются органичной частью финансовой деятельности государства, так как опосредуется распределение национального дохода с последующим обособлением его части в целевых денежных фондах, предназначенных для финансирования потребностей нетрудоспособных лиц, постоянно или временно не участвующих в труде. Следует акцентировать внимание именно на финансовых отношениях, возникающих при выполнении социальной функции государства, так как в условиях недостаточно стабильной экономической ситуации их роль в государстве значительно возрастает.
Объем аккумулируемых средств страховыми организациями в страховых резервных фондах, правда, менее значителен по сравнению с денежными ресурсами социальных государственных внебюджетных фондов, но также сопоставим с федеральным бюджетом.
В условиях рыночной экономики с других позиций, в отличие от регулирования образования, перераспределения и использования централизованных страховых фондов, где государство выступает их полноправным хозяином, следует определять и понимать роль государства, государственное воздействие на образование, перераспределение и использование децентрализованных страховых резервных фондов страховых организаций. Как показало исследование, в условиях рыночной экономики основными целями финансово-правового регулятивного воздействия государства на деятельность страховых организаций являются:
- выполнение страховыми организациями принятых обязательств. Отсутствие средств у страховых организаций для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не столько к конкретной страховой организации, сколько воплощается в претензиях населения к государственным институтам в целом. Поэтому государство не может находиться в стороне от публично-правового регулирования страховой деятельности и в императивном порядке, при помощи именно норм финансового права, властно обеспечивает процессы образования, перераспределения и использования страховых резервных фондов страховых организаций, денежные средства которых используются, в первую очередь, на выполнение обязательств перед страхователями, защита прав и интересов которых, особенно в силу их массовости, носит, безусловно, публичный характер;
Рекомендуемое:
Деятельность профучастников на рынке ценных бумаг
Для того чтобы фондовый рынок эффективно выполнял возложенные на него функции, необходимо создание его инфраструктуры, наличие специализированных организаций, осуществляющих определенные функции на фондовом рынке. Эти организации реализуют свою деятельность как исключительную, вследствие чего их на ...
Анализ тенденций развития
кредитования Сбербанка России в сравнении с другими крупнейшими кредитными
организациями
За последние пять лет роль банковской системы в экономике страны выросла: отношение активов банковской системы к ВВП увеличилось с 42,3% до 67,5%. В течение периода устойчивого экономического роста (2004-2008 гг.) активы банковского сектора выросли в 5 раз. Начиная с 3-го квартала 2008 г., под влия ...
Анализ операций с отдельными видами ценных бумаг и меры по их совершенствованию в Уваровском ОСБ
Векселя Сбербанка РФ. На вексельном рынке одними из наиболее распространённых ценных бумаг являются векселя Сбербанка России. Простой вексель Сбербанка России - ценная бумага, содержащая письменное безусловное долговое абстрактное денежное обязательство, выданная Сбербанком России (векселедателем) ...