Несмотря на номинальный рост объемов страховых услуг, страхование как область экономики обеспечивает перераспределение всего 1,2% ВВП, тогда как в развитых странах мира этот показатель колеблется в пределах 8-12%.
В Украине проживает приблизительно 7% население Европы, а доля отечественного страхового рынка в общеевропейском объеме страховых услуг представляет всего 0,06%.
Возможности отвесного развития рынка страховых услуг в Украине ограниченные такими факторами:
· низкий уровень доходов в обществе;
· недоверие к страховщику, которая усиливается низким уровнем платежеспособности страховых компаний;
· несовершенство не только собственное страхового, а и в целом законодательства;
· несогласование страхового законодательства с Гражданским кодексом Украины и т.п.;
· отсутствие государственных преференций на страховом рынке;
· недостаточное развитие инструментов фондового рынка для эффективного размещения страховых резервов;
· отсутствие надежных механизмов развития страхования жизни, медицинского и пенсионного страхования и т.п.;
· отсутствие независимой системы подготовки высококвалифицированных специалистов со страхования и т.д.
Важно отметить, что за 5 последних лет общий объем страхового бизнеса в Украине вырос на 43%, чистые премии – практически в 2 раза, а выплаты – в 7,5 раз.
В целом, финансовый кризис 2008-2009 годов оказал влияние на большинство участников украинского страхового рынка, как крупных, так и небольших компании. В результате, помимо сокращения объемов собранных премий, страховщики столкнулись с уменьшением числа клиентов и нарушением финансовой устойчивости из-за проблемы недоступности депозитов, падения курса гривны. Финансово-экономический кризис привел к уменьшению доходов существующих и потенциальных потребителей страховых услуг, как следствие, произошло сокращение спроса на страхование и объем страховых премий в 2009 году.
Поскольку кризис больше всего повлиял на корпоративный сектор, то уменьшение объемов премий наиболее ощутимо именно в корпоративных видам страхования (Рис.4.2.), в частности:
§ Страхование финансовых рисков (сокращение на 58%);
§ Страхование имущества юридических лиц (сокращение на 47%);
§ Страхование транспорта (сокращение на 44%);
§ Добровольное страхование ответственности автовладельцев (сокращение на 40%.
Рис.4.2. Структура класссиченского рынка страхования Украины за 1 полугодие 2009 года [19]
Наиболее устойчивыми к воздействию кризиса стали добровольное медицинское страхование (рост премий составил 5,3%), ОСАГО (рост премий - 4,6%) и страхование имущества физических лиц (рост премий - 1%).
Под влиянием кризиса изменилось соотношение между корпоративными видами страхования и страхованием физических лиц: возросла доля страхования населения (по нашим оценкам - до 76%), сократилась доля корпоративного страхования.
Исключением стало добровольное медицинское страхование - его доля возрастает. Это единый корпоративный вид страхования, показал положительную динамику в 1 полугодии 2009 г. Большинство лидеров рынка также имеют прирост сбора премий по этому виду.
Очевидно, что одним из факторов, который привел к такому результату, является рост цен, что позволило частично компенсировать уменьшение количества клиентов.
Отметим, что почти все страховые компании-лидеры рынка сократили сбор премий по договорам КАСКО. При этом компании, имеющие тесные связи с определенными банками, пострадали меньше, чем компании, ориентированные на работу с автодилерами, или на свободном рынке.
Больше всего экономическая ситуация в стране отразилась на автостраховании. Страховые премии по этому виду по итогам 2009 года снизились более чем на 33%. Виновники этого – стрессовое состояние продаж и производства автомобилей. Исходя из того, что в первой половине 2010 года реальные доходы населения расти не будут, а значит и продажи автомобилей, прогнозировать увеличение объемов рынка автострахования не представляется возможным.
Рекомендуемое:
Рекомендации
по повышению финансовой устойчивости страховых компаний
Проведенное исследование позволяет предложить мероприятия, повышающие эффективность деятельности страхового рынка в целом в г. Магнитогорске и в компании САК «Энергогарант» в частности (рис. 3). Рис. 3. Мероприятия, направленные на увеличение объема страховых услуг г. Магнитогорска и САК «Энергогар ...
Определение кредитных операций
Сегодня коммерческий банк в развитой рыночной экономике способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре. Не случайно во всех странах с рыноч ...
Методики анализа показателей
финансовой устойчивости страховых компаний
Основная цель финансового анализа – получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Финансовый анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения ма ...