Обобщая, следует отметить, что акцент в цели установления и оптимизации корреспондентских отношений на современном этапе должен быть смещен с географической плоскости на финансовую. Дело не в том, чтобы организовать возможность работы в том или ином регионе. А в том, чтобы сделать это с наибольшей прибылью, т.е. эффективно, окупаемо, рентабельно. Корреспондентские отношения служат неким механизмом предварительной оценки, взвешивания будущей доходности потенциальных региональных учреждений коммерческого банка, базисом для всей филиальной сети коммерческого банка. Окончательное решение о том, следует ли проводить международные и региональные операции через филиалы или банки-корреспонденты, в настоящее время принимается более взвешенно, чем ранее. Такое решение больше зависит от финансовой целесообразности, чем от простого желания совершать все операции "под одной крышей". В иностранных научных изданиях приводится пример, что в 1970-х годах, на волне расширения интернационального бизнеса, многие банки старались использовать свои собственные филиалы для разного рода транзакций. Возможно, целесообразность существования многих таких региональных учреждений должна была быть оценена заранее, в том числе с точки зрения возникающих при этом операционных и прочих рисков. Как ни странно, но обычно управление данными рисками приводило к удорожанию себестоимости каждой транзакции. Какой же тогда смысл имеет открытие филиалов, если банки-корреспонденты проводят аналогичные операции дешевле и эффективнее?
В случае с банками-корреспондентами уменьшение операционных, процентных и прочих внутрибанковских рисков компенсируется концентрированным возрастанием кредитного риска банка-контрагента. Разумеется, беспокоиться о внутрифилиальных процедурах распределения активов, регулировании процентных ставок и ликвидности коммерческому банку больше не нужно. Зато он обязан принять кредитный риск своего партнера, который включает в себя все предыдущее. Что выгоднее в плане региональной политики - вопрос многофакторный. При этом, если подходить к региональной политике с точки зрения затрат для коммерческого банка, необходимо подчеркнуть, что корреспондентская сеть, как и филиальная, не должна развиваться экстенсивным путем. Естественно, что расходы на содержание филиалов во много раз больше, чем на поддержание корреспондентских отношений. Однако следует заметить, что подсчет затрат, к примеру, при открытии корреспондентских счетов коммерческими банками практически никогда не ведется. Если же потом эти счета не используются, то все указанные затраты не окупаются, значит, коммерческий банк в разрезе индивидуальной операции (конкретного открытого счета) просто несет расходы. Таким образом, формировать корреспондентскую сеть также необходимо с учетом принципов прибыльности и окупаемости.
Таким образом, корреспондентские отношения - это межбанковские договорные отношения, устанавливаемые между кредитными организациями на согласованный временной период для проведения регулярных банковских операций, обусловленных обслуживанием их клиентов или собственными инициативами, в целях взаимного извлечения (максимизации) прибыли.
Рекомендуемое:
Развитие вторичного рынка ценных бумаг
Современная активизация вторичного рынка ценных бумаг, прежде всего, связана с проведением дополнительных эмиссий как одним из способов привлечения инвестиционных ресурсов для развития предприятий. Наряду с акциями для пополнения своих инвестиционных возможностей акционерные общества могут продават ...
Организационная структура
Сбербанка России
По форме организации Сберегательный банк России представляет собой акционерное кредитное учреждение, осуществляют ее деятельность на основе Устава и других учредительных документов. Учредителем банка выступает Центральный банк России, ему принадлежит часть собственности Сберегательного банка – конт ...
Общая характеристика и история страховой компании
Полное наименование компании: закрытое акционерное общество «МАКС». Организационно-правовая форма: закрытое акционерное общество. Юридический адрес:115184, г.Москва, ул. Малая Ордынка, д.50. Почтовый адрес: Россия, 115184, г.Москва, ул. Малая Ордынка, д.50. История возникновения компании: Страховая ...