Одной из основных и неотъемлемых функций любого банка является проведение платежей. Поэтому задача автоматизации этого аспекта банковского дела представляется весьма важной и актуальной. Требования, предъявляемые сегодня кредитными учреждениями к автоматизированной системе, предназначенной для проведения платежей, вполне определенные. Для кредитных учреждений, не имеющих филиалов, это:
· своевременное прохождение платежей;
· взаимодействие с различными форматами электронных платежей (в том числе с системами, работающими в ЦБ РФ и Сбербанке России, S.W.I.F.T., Telex и пр.);
· минимальные затраты на обслуживание платежей;
· возможность управлять финансовыми потоками (т.е. контролировать платежи, позиционировать их и т.д.);
· удобство сотрудников банка при работе с платежами.
Кредитные учреждения, имеющие в своей структуре дочерние банки и активно работающие с банками-респондентами, наряду с перечисленными требованиями добавят возможность эффективно управлять состоянием корсчетов. Что касается многофилиальных банков, то у их Расчетного центра (бизнес-подразделения, ответственного за проведение платежей и расчетов, РЦ) возникает ряд совершенно новых задач, среди которых:
· оптимизация расчетов между филиалами банка (в первую очередь, их ускорение);
· совершенствование управления финансовыми ресурсами филиальной сети банка (как с позиции максимизации прибыли, так и снижения рисков);
· ужесточение контроля за платежами, которые осуществляют филиалы.
Задача автоматизации Расчетного центра стоит перед кредитным учреждением, если:
· банк работает с различными платежными системами;
· активно расширяется сеть банков-контрагентов, с которыми его связывают прямые корреспондентские отношения;
· расходы банка на обработку платежей слишком велики;
· достигнутый уровень контроля и управления финансовыми потоками не удовлетворяет руководство банка;
· заметно возрос объем межфилиальных платежей.
Автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала складываться в начале 1990-х годов, когда появились коммерческие банки. На рынке программных средств появляется ряд фирм-разработчиков, ведущие из них: «Инверсия», «Диасофт», «Асофт», «Програмбанк», «R-Style» и др. Развитие процесса автоматизации привело к предложению разнообразных банковских систем, что обусловлено не столько множеством фирм-разработчиков, но и различием самих банков по выполняемым функциям, структуре, размерам и технологии банковского дела.[9] В той или иной мере эти задачи решаются с помощью АБС, но далеко не всегда оптимальным образом. Причина в том, что автоматизированная банковская система совмещает в себе массу функций (бухгалтерский и налоговый учет, автоматизация основных сфер деятельности банка и пр.) и, как правило, специально не ориентирована на выполнение расчетных функций банка. Для осуществления внешних расчетов к ней подключают целый комплекс внешних программ, а также шлюзов, связывающих ее с различными платежными системами. Зачастую при расширении корреспондентской и филиальной сетей кредитное учреждение поручает сотрудникам своего ИТ-подразделения разработать специальную программу, обеспечивающую движение платежей. Такое решение может быть достаточно качественным, удобным и полностью отвечать принятым в банке схемам (топологической, финансовой, безопасности и пр.). Тем не менее, в большинстве случаев оно является уникальным — в том смысле, что не имеет типового интерфейса взаимодействия со стандартными платежными системами (ведь, к примеру, даже Банк России имеет различные форматы платежей в разных регионах, а еще есть S.W.I.F.T., Telex, SBRF3, форматы стран СНГ). К тому же оно обременено всеми недостатками, присущими реализации крупного проекта силами самого банка. Поскольку АБС обеспечивает решение широкого спектра задач кредитного учреждения, заменить ее, даже если качество ряда выполняемых функций далеко от желаемого, — задача сложная, финансово- и ресурсоемкая. Вот почему одним из главных требований к комплексу по автоматизации расчетов является возможность его глубокой интеграции с установленной в банке АБС.
Основными причинами смены системы автоматизации в коммерческих банках являются:
· Недостаточная функциональность (34%)
· Моральное устаревание (30%)
· Неудовлетворительное сопровождение (15%)
· Неудобство для бухгалтеров (10%)
· Низкая производительность (10%).[10]
В настоящее время в ОСБ № 5278 используется система автоматизации банковской деятельности Diasoft Banking 5NT, которая способствовала реализации комплексного подхода к автоматизации всех подразделений банка, предоставляющего широкий круг операций на финансовых рынках. Действующая в ОСБ № 5278 CRM-система используется для привлечения и сопровождения клиентов, автоматизации маркетинга и продажи банковских продуктов и услуг. В связи с вышеизложенным в ОСБ № 5278 необходимо провести тщательную диагностику применяемой АБС и в случае ее неудовлетворительного состояния принять решение о внедрении новой.
Рекомендуемое:
Предложения по оптимизации корреспондентских
отношений в коммерческом банке
Одной из основных и неотъемлемых функций любого банка является проведение платежей. Поэтому задача автоматизации этого аспекта банковского дела представляется весьма важной и актуальной. Требования, предъявляемые сегодня кредитными учреждениями к автоматизированной системе, предназначенной для пров ...
Политика таргетирования инфляции Банка
России
С 14 мая 2008 года Банк России изменил порядок проведения интервенций на валютном рынке, разделив их на две составляющие. Одна из них, как и прежде, нацелена на сглаживание колебаний стоимости рубля относительно бивалютной корзины (доллар США и евро). Правда, сейчас речь идет только об ограничении ...
Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности Сбербанка России
Подытожив все вышеизложенное в данной дипломной работе можно представить рекомендации, способствующие повышению ликвидности и платежеспособности Сбербанка России [29]. Во-первых, Сбербанку России необходимо постоянно оценивать ликвидность баланса путем расчета коэффициентов ликвидности. В процессе ...