Государство всегда осознавало большую важность в обеспечении населения страны жильём. В советские времена эта задача решалась достаточно успешно.
Первая программа крупномасштабного решения жилищной проблемы была рассчитана на 1955 – 1965 гг. Реализация этой программы обеспечила рост жилищного строительства в 1,9 раза, увеличение его объемов до 54,9 млн. м в год. В результате были улучшены жилищные условия миллионов людей. Достигнутое снижение остроты жилищной проблемы позволило больше внимания уделять качеству жилищных условий [47].
К 1985 г. средняя обеспеченность жильем в расчете на 1 человека составила 14,6 кв. м, увеличившись против 1970 г. в 2 раза. При этом семьи проживали в основном в отдельных квартирах (до 1961 г. преобладало покомнатное расселение в коммунальных квартирах).
Вторая жилищная программа была рассчитана на период с 1985 по 2000 годы. В период реализации данной программы были достигнуты максимальные объёмы ввода жилья в России: в 1986 г. – 66, 2 млн. м2; в 1987 г. – 72,8 млн. м2; в 1988 г. – 72,3 млн. м2; в 1989 г. – 70,4 млн. м2.
Начавшиеся экономические преобразования не дали закончить намеченную программу. С 1991 года пошёл резкий спад строительства. Так в 1992 г. было введено 41,5 млн. кв. м жилья, что составило 79 % к 1991 г. Соответствующие показатели представлены в таблице 2.1 [48].
Таблица 2.1
Объём работ, выполненных по виду деятельности «Жилищное строительство»
Годы |
Объём работ в фактически действовавших ценах (до 2000 г. – трлн. руб.), млрд. руб. |
В процентах (в сопоставимых ценах) к 1990 |
1992 |
1,5 |
63,0 |
1995 |
145,7 |
41,3 |
2000 |
503,8 |
36,1 |
2001 |
703,8 |
39,9 |
2002 |
831,0 |
41,0 |
2003 |
1042,7 |
46,3 |
2004 |
1313,5 |
49,1 |
2005 |
1711,7 |
53,4 |
2006 |
2246,8 |
57,7 |
Данные таблицы 2.1 говорят о стабильном увеличении объёма работ в реальном выражении, выполненных по виду деятельности «Жилищное строительство».
Российская система жилищного финансирования в дореформенный период соответствовала проводимой жилищной политике и заключалась в централизованном распределении бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его бесплатном предоставлении гражданам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий. В 1987 году доля государственных капитальных вложений в жилищное строительство составляла более 80 %, а средства населения – лишь 14,6 % (включая средства индивидуальных застройщиков и членов жилищно-строительных кооперативов). С началом проведения реформ государственное финансирование сократилось до 25 % [50].
К началу экономических реформ в России отсутствовал рыночный механизм, предполагающий самостоятельное участие населения в решении жилищной проблемы. Свободный рынок жилья практически отсутствовал.
Однако в 1999 г. в ряде регионов произошёл коренной перелом в существующей ранее тенденции постоянного снижения объёмов вводимого новым строительством жилья. Кроме того, впервые за годы реформ в строительной отрасли приостановлено снижение инвестиций в основной капитал и подрядные работы. Так, инвестиции в основной капитал в 1999 г. составили 598,7 млрд. руб. (101 % к 1998 г.), а выполненный объём подрядных работ – 314,5 млрд. руб. (105,4 %) [48].
С 1999 г. наметилась устойчивая тенденция ежегодного увеличения объёма строительных работ, эту динамику мы видим на рисунке 2.1 [49].
Рекомендуемое:
Пути улучшения функционирования финансов коммерческого банка
Основной задачей управления финансами банка, как и любого предприятия, является максимизация его капитализированной стоимости, характеризующейся прибыльностью и степенью риска проводимых банком операций. Решается эта задача путем комплексного управления активами и пассивами банка. Российские коммер ...
Формы и виды страхования
Страхование (в собственном смысле) в зависимости от объекта страхования подразделяется на два вида: имущественное и личное. Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы, связанные с: 1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); 2) обязанность ...
Операции Национального Банка РК в национальной валюте
В
2006 году Национальный Банк осуществлял денежно-кредитную политику в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2006–2008 годы. Для достижения цели по инфляции Национальный Банк проводил операции по изъятию избыточной ликвидности, основными из которых были выпуск краткос ...