Ипотека обслуживает основное обязательство. В ст. 2 Закона об ипотеке приведен перечень обязательств, обеспечиваемых ипотекой:
- кредитный договор (ст. 819 ГК РФ);
- договор займа (ст. 807 ГК РФ);
- договор иного обязательства. В том числе обязательства, основанного на купле-продаже (ст. 454 ГК РФ), аренде (ст. 606 ГК РФ), подряде (ст. 702 ГК РФ);
- другой договор (ст. 420 ГК РФ); причинение вреда (пп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Данный перечень не носит исчерпывающего характера и может быть расширен, поскольку имеется оговорка «если иное не предусмотрено федеральным законом».
Если обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и их размеры либо условия, позволяющие определить эти размеры.
В силу п. 6 ст. 9 Закона об ипотеке права залогодержателя удостоверяются закладной, на это указывается в договоре об ипотеке, за исключением случаев выдачи закладной при ипотеке в силу закона.
Соблюдение формы договора является важным условием признания действительности любого договора. Пункт 2 ст. 334 ГК РФ установил приоритет норм Закона об ипотеке и закрепил общие правила о залоге, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, которые применяются к ипотеке в случаях, когда Гражданским кодексом РФ или Законом об ипотеке не установлены иные правила.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой элемент публично-правового регулирования в частноправовых отношениях. Однако первое выполняет вторичную роль по отношению к последним. Цель такого регулирования в том, чтобы обеспечить стабильность в гражданских отношениях. Требование об отражении изменений вещно-правового положения участников в Едином государственном реестре является реализацией принципа публичности в обороте недвижимости. Слово «государственная»[65] означает, что регистрация должна осуществляться специально уполномоченными федеральными государственными органами. Государственная регистрация законных ипотек важна для соблюдения принципа гласности на основании п.1 ст.7 Закона о регистрации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[66] государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[67] была образована Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), которой были переданы функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации нормативных правовых актов федеральных органов власти, регистрации общественных объединений и политических партий, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации актов гражданского состояния, адвокатуры и нотариата Министерства юстиции РФ, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная регистрационная служба. Хотя она подведомственна Минюсту России, она является самостоятельным юридическим органом.
Следует отметить, что многие нормы законов, регулирующие ипотеку и государственную регистрацию, дублируют друг друга, тогда как в ст. 29 Закона о регистрации указано, что в Законе об ипотеке могут устанавливаться только особенности государственной регистрации ипотеки. Так, Закон об ипотеке предусмотрел целую главу, посвященную государственной регистрации. Закон разрабатывался до принятия Закона о регистрации. Поэтому наличие в Законе положений, относящихся к государственной регистрации ипотеки, в тот момент было оправдано. Представляется, что в связи с принятием специализированного закона, где детально урегулированы вопросы государственной регистрации ипотеки, отдельная глава о регистрации должна быть исключена из Закона об ипотеке. Данное положение содержится в п.6 ст. 131 ГК РФ.
Рекомендуемое:
Выводы
Ресурсная база, как экономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на р ...
Регламентация кредитного процесса коммерческого банка
Кредитные операции коммерческих банков являются объектом усиленного внимания со стороны органов банковского надзора и самих банков.Соответствено,кредитный процесс коммерческого банка регламентируется как нормативными актами Банка России,так и внутренними актами самих банков(кредитная политика).Треб ...
Роль кредитных бюро в формировании информации о потенциальных заемщиках
Несмотря на возможность использования кредиторами разных источников информации в анализе кредитоспособности заемщика, Российская законодательная база на сегодняшний день не содержит нормативных документов, устанавливающих и регулирующих обязанность проведения банками анализа кредитоспособности клие ...