2) товар в реальном исполнении: банковские операции, банковская технология, банковские документы;
3) товар с подкреплением: обслуживание (материальная обстановка, в которой оказывается услуга; процесс оказания услуги; персонал банка).
Павлов В.В. отмечает, что все указанные элементы образуют банковский продукт. Банковская услуга лежит в основе потребительской ценности банковского продукта.
Элементы, перечисленные во втором уровне, оказывают влияние на различные аспекты производства банковского продукта: банковские операции влияют только на себестоимость; банковские технологии влияют как на себестоимость, так и на потребительскую ценность; а банковские документы отражают юридический аспект продукта.
Третий уровень банковского продукта формируют «расширенные» характеристики, увеличивающие потребительскую стоимость товара. Ужесточающаяся конкуренция в банковском бизнесе за корпоративных клиентов вынуждает российские банки разрабатывать и предлагать новые банковские продукты.
Резюмируя указанные подходы, можно сделать общий вывод. Все сторонники различных концепций, тем не менее, видят предназначение банков в повышении уровня рационального поведения участников экономических отношений в условиях рыночной неопределенности, в снижении размеров их транзакционных издержек и минимизации информационной асимметрии в отношениях между ними.
И так, попробуем все же определить, что же называется банковским продуктом. Банковский продукт – набор модифицированных банковских и финансовых операций для решения какой-либо потребности клиента, который можно позиционировать как новую банковскую услугу или сочетание традиционных услуг банка, выстроенное в технологическую цепочку, позволяющую решать конкретную проблему клиента и удовлетворять его спрос в комплексном обслуживании.
К примеру, банковский продукт – «зарплатный проект» может состоять из трех операций:
- выпуск банком пластиковых карт для сотрудников предприятия;
- установление лимита на кредит по пластиковым картам в размере 1-2 зарплат сотрудника;
- установка банкомата на предприятии.
Как правило банковский продукт нацелен на конкретную группу клиентов. Группы клиентов, например, могут быть образованы комбинациями из следующих:
- физические лица и юридические лица;
- резиденты и нерезиденты;
- крупные, средние, мелкие вкладчики и т.п.
- по роду деятельности:
а) страховые компании;
б) пенсионные фонды;
в) банки-корреспонденты;
г) инвестиционные компании;
д) магазины;
е) туроператоры и т.п.
Отметим, что новые банковские продукты создаются на основе анализа потребностей клиента и возможностей их удовлетворения банками. Банковские продукты могут быть классифицированы по признакам клиентов и/или по следующим признакам:
- головная организация, филиалы;
- рубли, валюта;
- сроки;
- проценты или комиссии;
- место и время оказания услуги;
- специальные признаки банковской операции - специфические для каждой конкретной услуги.
Действуя в интересах участников экономических отношений, банк удовлетворяет их основные потребности:
1. в увеличении размера (приращении) ресурсов;
2. в получении (мобилизации) дополнительных ресурсов;
3. в осуществлении расчетов и платежей;
4. в хранении денежных средств и ценностей;
5. в получении информации, консультации и содействии.
В соответствии с этим банковский продукт можно считать формой правления банковской услуги, а элементами банковского продукта являются (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Элементы банковского продукта
- Банковские услуги (расчетные, депозитные, кредитные);
- Банковские операции (продуктообразующие , производительные, управленческие, аналитические);
- Банковские технологии (процессы) – т.е. последовательность, порядок совершения операций;
- Банковские документы – т.е. материальные носители, удостоверяющие права и обязанности банка и клиента при предоставлении банковского продукта.
Установление четкого подхода к разграничению основных понятий банковской деятельности направлено на упорядочение банковской терминологии, что в немалой степени определяет деятельность маркетинговых служб банка, четко формируя их функции и определяя объекты функционирования.
Рекомендуемое:
Меры по совершенствованию работы ОСБ с ценными бумагами
Руководству отделения для решения проблем, стоящих перед банком, можно выделить следующие задачи и пути решения возникающих проблем: - во-первых, необходимо наращивать пассивную базу в ценных бумагах юридических лиц; - во-вторых, постоянно наращивать непроцентные доходы от работы с ценными бумагами ...
Основные выводы и рекамендации по совершенствованию системы страхования
государственных служащих в России
Современный российский страховой рынок функционирует в крайне непростых условиях. На протяжении ряда последних лет и без того крайне незначительная доля реального страхования в ВВП неуклонно снижалась, что являлось индикатором невостребованности обществом и нежизнеспособности сложившейся в стране м ...
Характерные признаки и правовой аспект ипотечного
кредитования
Исключительным свойством ипотеки и лучшей гарантией обеспеченности кредита является право кредитора распорядиться по своему усмотрению недвижимостью заемщика в случае невыполнения им обязательств по возврату ссуд. Именно это преимущество ипотечного кредита отличает его от других видов долгосрочного ...