По источникам и порядку формирования капитал банка состоит из уставного капитала, резервного капитала, специальных фондов, нераспределенной прибыли, субординированного долга.
1. Уставный капитал банка формируется из акционерного или частного капитала банка во время организации нового банка путем аккумулирования взносов или выпуска и реализации акций. Эмиссия акций как форма создания и пополнения уставного капитала банка регулируется Законами Украины "О хозяйственных обществах", "О ценных бумагах и фондовой бирже". В банках, которые имеют статус ОАО, уставный капитал формируется путем открытой подписки на акции, в ЗАО - путем распределения акций между основателями согласно ним частицы в уставном фонде. Первый выпуск акций банка должен полностью состоять из простых акций. Все выпуски акций банков типа ОАО подлежат регистрации в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. При повторной эмиссии, которая разрешается только после полной оплаты акционерами акций предыдущей эмиссии, банки могут выпускать также привилегированные акции.
Согласно Закону Украины "О банках и банковской деятельности" наличие убытков в банке не является препятствием для объявления подписки на акции или паи банка и увеличение уставного капитала банка. Для регистрации выпуска акций банк-эмитент составляет проспект эмиссии. При первой эмиссии его готовят основатели, а при следующей — правление банка. В проспекте эмиссии содержатся данные о банке, его финансовом состоянии, информация о предыдущих выпусках ценных бумаг. Проспект эмиссии должен быть утвержден независимой аудиторской компанию.
Минимальный размер уставного капитала на момент регистрации банка не может быть меньше 10 миллионов евро. Перечисление размера уставного капитала в гривне осуществляется по официальному курсу гривны к иностранным валютам, установленным Национальным банком Украины на день заключения учредительного договора.[1,2,7,8,]
По итогам году на основе финансовой отчетности банки обязаны корректировать размер уставного капитала на индекс девальвации или ревальвации гривны за счет и в пределах валовых доходов или валовых затрат банка согласно методики, установленной Национальным банком Украины.
2. Резервный фонд коммерческого банка. Это денежные ресурсы, которые резервируются банком для обеспечения непредвиденных затрат, покрытие убытков от банковской деятельности, а также выплату дивидендов по привилегированным акциям, если недостаточно прибыли. Наличие средств в нем обеспечивает надежность и стабильность коммерческого банка, уменьшает вероятность его банкротства. Размер резервного фонда и ежегодных взносов в него устанавливается собранием акционеров и фиксируется в учредительных документах, но он не может быть меньше чем 25 % регулятивного капитала, а размер отчислений — меньше чем 5 % чистой прибыли.
Когда резервный фонд достигает установленной величины, то отчисление в него прекращаются. В случае использования средств с І резервного фонда отчисления от чистой прибыли на его формирование возобновляются.
3. Специальные фонды (фонд основных средств, фонд переоценки основных средств и др.) предназначены для производственного и социального развития банка. Порядок формирования и использования этих средств определяется уставными документами банка. Формируются эти фонды за счет прибыли. Элементом резервного капитала являются общие резервы, предназначенные для покрытия возможных убытков по операциям банка, их отличие от резервного фонда заключается в том, что они имеют более конкретное назначение (например, резерв для возмещения возможных потерь за кредитными операциями банков создается для покрытия безнадежной задолженности по ссудным операциям).
Рекомендуемое:
Понятия и факторы финансовой устойчивости страховых
компаний
Под понятием «устойчивость» понимается способность системы сохранить свое качество в динамичной среде. Финансовая устойчивость (или неустойчивость) должна проявляться в финансовых отношениях [12, с. 73]. Финансовые отношения составляют лишь часть экономических отношений субъекта рынка, и с этих поз ...
Субъекты и инфраструктура страхового рынка
Исследование страхового рынка начнем с рассмотрения его субъектов – участников страховых отношений. Очевидно, что кроме покупателей страховых услуг, на страховом рынке действуют также разные виды продавцов. Страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуари ...
Стратегия развития АО "Банк развития Казахстана"
до 2020 года
Долгосрочная стратегия развития Банка Развития Казахстана утверждена решением Совета директоров Банка 28 мая 2010 года (протокол №113) и определяет стратегические цели и ключевые направления развития Банка до 2020 года. Цель стратегии - трансформация Банка в современный и самостоятельный национальн ...