Важнейшей классификацией видов финансового анализа выступает деление анализа на внутренний и внешний[10]. Основным отличительным признаком здесь выступает субъект анализа. Внутренний анализ осуществляется инсайдерами[11] банка, в то время как субъектами внешнего (дистанционного) анализа выступают аутсайдеры[12] банка, такие как органы надзора (Центральный банк Российской Федерации), банки-контрагенты на рынке, потенциальные клиенты. Отличаясь по субъектному составу, дистанционный анализ соответственно отличается по используемой для анализа информации (информационной базы). Если внутренний анализ оперирует всей полнотой информации о деятельности банка, то внешнему аналитику зачастую доступны только самые распространенные формы финансовой отчетности:
Выделяются следующие группы внешних пользователей отчетности (и соответственно, результатов анализа). Первая группа - это субъекты, чьи интересы напрямую связаны с деятельностью банка. Основные представители этой группы[13]:
1. Акционеры (участники) банка - им интересны: прогноз развития, в том числе и долгосрочный, эффективность управления банком, доходность и рискованность активных операций банка, перспективы дивидендной политики;
2. Кредиторы - кредиторов большей степени интересуют краткосрочные перспективы; для кредиторов важна не столько доходность банковских операций, сколько ликвидность, способность банка своевременно расплатиться по своим обязательствам;
3. Клиенты банка - клиентов, конечно же, интересует спектр и качество услуг, предоставляемых банком, но а данном случае клиенты рассматриваются как пользователи информации о финансовой деятельности; с этой позиции их интересует прежде всего надежность банка.
Следующая группа внешних пользователей аналитической информации - это субъекты, чье финансовое состояние не связано напрямую с результатами деятельности банка. Они являются посредниками между банком и первой группой внешних пользователей или используют аналитическую информацию для исполнения функций контроля и управления. Таких пользователей может быть очень много. Основные представители этой группы[14]:
1. Центральный банк России - он следит за выполнение коммерческими банками требований и нормативов в целях предотвращения сбоев в банковской системе Российской Федерации;
2. Аудиторские компании;
3. Статистические и информационные службы, рейтинговые агентства.
Из изложенного следует, что по субъектам (пользователям) аналитической информации выделяют следующие типы методик дистанционного анализа:
- банковские рейтинги;
- методики, применяемые центральными банками разных стран;
- аналитические процедуры, применяемые в процессе банковского аудита (как правило, при планировании);
- методики анализа банков-контрагентов для установления на них лимитов активных межбанковских операций.
Банковские рейтинги - методика анализа, который проводится, как правило, либо информационными службами, либо специализированными рейтинговыми агентствами[15]. Его основные черты - комплексная оценка финансовой устойчивости, завершающаяся чаще всего выставлением общей балльной рейтинговой оценки данному кредитному учреждению. Результатами рейтингов активно пользуется население, акционеры банка. В российской печати также распространено ранжирование банков по определенным показателям (величина активов, капитал, прибыль и тд.). Иногда такого рода ранжирование называется рейтингом. Но к данной деятельности корректнее применять термин рэнкинг (от англ. rank - ряд) [16].
Значение банковских рейтингов очень велико, так как на их основе применяется очень много значимых финансовых решений. Даже банки, обладающие собственными аналитическими методиками для анализа банков - контрагентов, используют рейтинговые оценки как неотъемлемую часть методики анализа.
Рекомендуемое:
Этапы создания товарной биржи
Основным вопросом является выбор места расположения товарной биржи и видов продукции, реализуемых на них. Мировой опыт свидетельствует, что биржи, как правило, должны размещаться преимущественно в крупных центрах в максимальном приближении к наиболее концентрированным источникам материальных рес ...
Основные принципы формирования
портфеля инвестиций
Итак, Начнем с основных понятий. Инвестиционный портфель - портфель ценных бумаг и инвестирование. Понятие "Портфель ценных бумаг" - Совокупность ценных бумаг, которыми располагает инвестор (отдельное лицо, организация, фирма) [1]. Под инвестированием в широком смысле понимается любой про ...
Выводы
Ресурсная база, как экономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на р ...