В связи с увеличением капитала банка с 173,0 млрд. рублей до 347,3 млрд. рублей к 2007 году мы наблюдаем положительную динамику норматива Н6 (таблица 1). Максимальный размер риска на одного заемщика уменьшился на 1,6% по сравнению с 2006 годом до 21,5%, при нормативном значении 25%, что связано с проведением успешной диверсификации кредитного портфеля. Максимальный размер крупных кредитных рисков – норматив Н7 – уменьшился на 58,4% и 31,9% соответственно в 2006 и 2007 годах по сравнению с 2005 годом, хотя за последний год наблюдается увеличение этого коэффициента на 26,5%. Следует отметить, что на сокращение норматива Н7 помимо возможного ужесточения контроля со стороны банка за выполнением нормативов, оказало влияние увеличение капитала банка на 26,7% за анализируемый период (таблица 1). Поскольку крупным считается кредит, превышающий 5% капитала банка, то совокупная величина крупных кредитов напрямую зависит от размера этих 5%. Следовательно, увеличение капитала ведет к повышению границы, после которой кредит считается крупным. А значит, при прочих равных условиях, совокупный размер крупных кредитов колеблется то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения, но не превышает нормативного значения, равного 800%. Так значение Н7 в 2007 году меньше нормативного на 633,1%.
Положительным моментом является прирост норматива достаточности собственных средств Н1 на 6,3%. На начало 2007 года он составил 11,8%. Основным источником прироста норматива Н1 является увеличение капитала банка на 94,4 млрд. рублей, что обусловлено приростом прибыли на 35,7%. Только за счет прибыли капитал увеличился на 48,8 млрд. рублей (таблица 1). Норматив Н1 снизился за период 2006-2007 годов на 0,3% в результате проведения Сбербанком России активных операции по кредитованию юридических и физических лиц. В настоящее время значение указанного коэффициента превышает предельно допустимый уровень, установленный Банком России, равный 10% на 1,8%, и свидетельствует о достаточности собственного капитала для покрытия основных видов банковских рисков и текущих операционных расходов. Но есть необходимость и возможность еще больше увеличить значение этого коэффициента до уровня 16 - 17% к середине 2008 года путем дополнительного выпуска обыкновенных акций и, следовательно, увеличения капитала банка практически вдвое, что сделает ссудный портфель более качественным и диверсифицированным и уменьшит концентрацию крупных кредитных рисков.
С уверенностью можно заявить, что нормативы ликвидности выполнены с солидным запасом. Однако следует заметить, что прибыльность работы банка тем выше, чем ближе значение показателей его работы к предельным границам, установленным ЦБ РФ. То есть запас в нормативах может говорить с одной стороны, о стабильном положении банка, а с другой – о не использовании возможностей, и, как следствие о недополучении прибыли. Проведение анализа нормативов ликвидности является недостаточным условием полной и достоверной оценки действительного уровня ликвидности банка. По ходу второй главы будет проведен более полный анализ деятельности Сбербанка России, обязательно предполагающий взаимоувязку показателей ликвидности с анализом риска и прибыльности банковской деятельности, который опишет реальную картину дел Сбербанка России в разрезе ликвидности его баланса [32].
Рекомендуемое:
Выводы
Собственный капитал (средства) банка представляет собой денежные средства, внесенные акционерами (основателями банка), а также средства, образованные в процессе дальнейшей деятельности банка. Сравнительно с предприятиями других сфер деятельности собственный капитал коммерческого банка занимает незн ...
Сущность рынка ценных бумаг
Категория "сущность" в философском понимании отражает то главное, что отличает явление от всего окружающего мира. В научной литературе чаще всего сущность выражается через определение понятия. Последнее дает лаконичную квинтэссенцию сущности. Поэтому постараемся раскрыть сущность рынка це ...
Оценка
эффективности введения страховых взносов на территории РФ
Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы РФ. Необходимость разработки долгосрочной стратегии развития пенсионной системы обусловлена не ...