Анализ зарубежной практики страхования и автострахования в странах бывшего советского блока показал, что среди инструментов государственного регулирования страхования наиболее распространены управление уставным капиталом страховых компаний, регулирование тарифов и доходов страховых организаций, государственного страхования и перестрахования.
Данный опыт наиболее ценен для России.
Необходимость государственного регулирования этого сегмента рынка страхования определяется отсутствием опыта, традиций, совершенной инфраструктуры и устоявшейся нормативной и правовой базы.
Данные виды государственного управления в той или иной мере используются в современной России. Их реализация осуществляется, прежде всего, посредством нормативно-правового регулирования.
Ведущим способом государственного регулирования страхования автогражданской ответственности является, установленное законодательством право Правительства РФ утверждать страховые тарифы.
Государственное регулирование в данном случае должно осуществляться посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Страховые тарифы по обязательному страхованию, их предельные уровни, структура и порядок применения установлены Правительством Российской Федерации.
При этом доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии.
Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее чем шесть месяцев.
Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
- территории преимущественного использования транспортного средства;
- наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды;
- иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Согласно пункту 2 статьи 9 действующего закона об ОСАГО коэффициенты устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия выплат, произведенных страховщиками владельцам "указанного транспортного средства" в предшествующие периоды.
Для случаев обязательного страхования ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие:
- предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и если такое условие предусмотрено, - их водительский стаж, возраст и иные персональные данные;
- сезонное использование транспортного средства.
Кроме установления тарифов государство установило еще одну норму, которую обязаны соблюдать страховые компании.
Страховая организация, которая имеет право осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности транспортных средств должна входить в профессиональное объединение страховщиков.
Идея создания объединения страховщиков не является новой для российского законодательства. Еще Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 14) было установлено, что страховщики могут образовывать объединения для координации своей деятельности.
Рекомендуемое:
Основные операции коммерческого банка
банковский коммерческий монетарный кредитный Коммерческий банк, как субъект экономики, осуществляет ряд операций, которые и определяют его место в современной банковской системе любой страны. Все виды операций коммерческого банка условно делят на три основные группы: пассивные, активные и активно-п ...
Проблемы учета капитала
Для отражения капитала банка в бухгалтерском учете предназначен раздел бухгалтерского баланса «Капитал и фонды». Данный раздел объединяет ряд пассивных счетов, на которых учитываются суммы поступлений в уставный капитал банков в зависимости от правовой формы их создания и источников формирования ка ...
Структура и задачи банковского менеджмента
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими ...