Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, который применяет правовые формы государственного регулирования рынка страховых услуг. В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, оно принимает требования по обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, а также формы их учета и отчетности.
Что касается органа страхового надзора - Федеральной службы страхового надзора, то ее функции выходят за рамки традиционного понимания надзора (контроля).
Понятие "страховой надзор" в Законе об организации страхового дела трактуется очень широко. Статья 30 названного акта помимо собственно контроля за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности, содержит еще 8 организационных форм государственного регулирования рынка страховых услуг:
-лицензирование деятельности субъектов страхового дела;
-аттестация страховых актуариев;
-ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела;
-ведение реестра объединений субъектов страхового дела;
-выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов;
-выдача разрешений на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций;
-выдача разрешений на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела;
-выдача разрешений на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела является одной из основных организационных форм государственного регулирования рынка страховых услуг и осуществляется в соответствии с Законом об организации страхового дела. На страховую деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, как и на деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и деятельность кредитных организаций, действие Закона о лицензировании не распространяется. Терминологически было бы точнее говорить не о лицензировании деятельности субъектов страхового дела, а о лицензировании деятельности страховщиков - страховых организаций, обществ взаимного страхования и страховых брокеров, т.е. профессиональных участников рынка страховых услуг.
Страховые актуарии легитимируются в качестве субъектов страхового дела посредством аттестации. Для страховых агентов - физических лиц подобная легитимация не требуется, а страховые агенты - коммерческие организации легитимируются, как и любые другие субъекты предпринимательской деятельности, в порядке государственной регистрации юридических лиц. Для получения лицензии соискатель представляет в орган страхового надзора, в частности, сведения о страховом актуарии, расчеты страховых тарифов, положение о формировании страховых резервов, правила страхования по видам страхования. В ст. 32.4 Закона об организации страхового дела аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случаях непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии, а также установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.
Таким образом, аннулированию лицензии придается здесь иной смысл, чем в Законе о лицензировании.
Осуществляя лицензионный контроль, орган страхового надзора вправе дать субъекту страхового дела предписание об устранении выявленного нарушения страхового законодательства. Согласно п. 2 ст. 32.6 Закона об организации страхового дела дается предписание.
Рекомендуемое:
Общие тенденции развития транснациональных банков
на современном этапе и их основные детерминирующие факторы
С начала существования финансовых учреждений банки активно предлагали свои услуги за пределами национальных границ. Первые банковские структуры располагались преимущественно в центрах мировой торговли на побережье Средиземного моря, например в Афинах, Каире, Иерусалиме и Риме, оказывая, таким образ ...
Основные различия дилерской и брокерской деятельности
Рассмотрев основные понятия, функции и обязанности брокеров и дилеров как профессиональных участников на рынке ценных бумаг, в заключении первой главы можно проанализировать основные различия в их деятельности. Ниже приведена таблица основных различий в деятельности брокеров и дилеров в зависимости ...
Сущность и инструменты ипотечного кредитования
Жилье является дорогостоящим товаром длительного пользования. Его приобретение, как правило, не может производиться за счет текущих доходов потребителей или накоплений. В большинстве стран мира приобретение жилья в кредит является не только основной формой решения жилищной проблемы для населения, н ...