Развитие экономики в ближайшие годы будет невозможно без значительного роста эффективности производства. Структура затрат предприятий во многом будет определять возможности развития в условиях нарастания ограничений экономического роста. Избыточные затраты (в том числе на труд) могут заметно ухудшить конкурентоспособность производства. С другой стороны, обострение демографической ситуации и, как следствие, рост дефицита пенсионной системы делает практически неизбежным увеличение взносов на обязательное социальное страхование. В этих условиях требуется поиск разумного компромисса между интересами бизнеса, государства и населения. При этом крайне желательно, чтобы в дискуссии использовались данные статистики и обоснованные расчеты, базирующиеся на использовании модельных построений.Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12,8 %. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. Население страны стареет, за период 1989 – 2010 гг. средний возраст россиянина вырос на 4,5 года, до 38,5 лет (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Средний возраст населения России и развитых стран Европы
Становится затруднительным выполнение принципа – "сегодняшний" работник содержит "вчерашнего" работника. Это и привело к необходимости проведения пенсионной реформы.
Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению Правительства РФ стал отказ от финансирования пенсий государством и передача этой обязанности самим будущим пенсионерам. Другими словами, переход к накопительному формированию пенсий. Государство в свою очередь оставит за собой функцию контроля, чтобы граждане копили деньги на старость (платили требуемые взносы) и передавали их в управляющую компанию. Данные идеи с самого начала не нашли поддержки Минфина РФ и Минэкономразвития РФ. Однако их отказ не стал поводом для отступления от задуманного, и подготовкой проекта занялось социальное ведомство - Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Пакет законопроектов, вносящих изменения в пенсионное законодательство был принят Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212).
Развитые государства производят пенсионные выплаты на основе сочетания двух принципов (способов, порядков) - пенсионного обеспечения и пенсионного страхования. Первый предполагает под собой выплату гарантированного государством минимума, а второй - формирование пенсионных выплат в зависимости от заработной платы и стажа трудовой деятельности (по правилам накопительного страхования).
Таким образом, минимум обеспечивается государственным бюджетом, а остальная часть пенсии формируется по принципу накопительного страхования.
Страховые взносы в большинстве развитых стран уплачиваются работодателем и работником в различных пропорциях, данное положение повышает заинтересованность работника в целях легализации его заработной платы, а также снижает риск уклонения работодателя от уплаты указанных взносов.
Рекомендуемое:
Основные направления инвестиционной деятельности
ОАО "Дальневосточный банк" в 2004-2006гг.
Основными направлениями инвестиционной деятельности Банка являются: ¾ отбор, структурирование и управление прямыми инвестициями в активы с большим потенциалом роста их стоимости; ¾ создание (приобретение) и управление дочерней компанией; ¾ инвестирование средств в ценные бумаги ...
Сущность коммерческого банка и принципы его деятельности
Современные коммерческие банки – банки, обслуживающие организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки являются важнейшим звеном банковской системы и независимо от формы собственности самостоятельным субъектом экономики. Согласно банковскому законодательству банк – кредитная орга ...
Необходимость и методы государственного
регулирования страхования автогражданской ответственности
Анализ зарубежной практики страхования и автострахования в странах бывшего советского блока показал, что среди инструментов государственного регулирования страхования наиболее распространены управление уставным капиталом страховых компаний, регулирование тарифов и доходов страховых организаций, гос ...