Особенности государственного регулирования российского рынка ценных бумаг
Страница 3

Материалы » Тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг в России » Особенности государственного регулирования российского рынка ценных бумаг

* Средневзвешенная ставка по ГКО-ОФЗ, независимо от срока погашения.

** Средневзвешенная ставка ЦБ РФ за год

Из таблицы видно, что учетная ставка ЦБ РФ сильно коррелирует с доходностью по государственным ценным бумагам. 1992 и 1993 годы выпадают из анализа, так как в этот период рынок государственных ценных бумаг не существовал. Тогда ставка рефинансирования определялась расчетным путем, который естественно носил отпечаток субъективности. Кроме того, следует отметить ослабление корреляции в 1998 - 1999 г. г. Это результат практически полного разрушения рынка ГКО - ОФЗ после кризиса 17 августа 1998 года. К этому моменту торги по государственным ценным бумагам сжались до минимального размера, ликвидность рынка была потеряна и он перестал быть объективным индикатором. С этого времени государство вернулось к определению ставки Центрального банка директивным путем. В результате она стала отражать не рыночное состояние спроса и предложения на денежные ресурсы, а выражало одностороннюю позицию государства. Правительство как бы говорило, что заинтересовано в привлечении ресурсов, но больше указанной цены платить не собирается. Инвесторы же, принимая во внимание данное обстоятельство, направляли средства в более доходные финансовые инструменты. Например, валюту. Итог: учетная ставка стала носить чисто индикативный характер.

В период рыночного определения ставки техника ее фиксации сводилась к тому, что Центральный банк утверждал ее по максимальному уровню доходности торгов ГКО - ОФЗ. Это наглядно видно по данным таблицы 2. В период за 1994 по 1997 годы ставка рефинансирования всегда превышала средний уровень доходности государственных ценных бумаг.

Это было время внимания к учетной ставке Центрального Банка, как к авторитетному рыночному показателю, верно отражающему соотношение спроса и предложения на денежные ресурсы. Следствием такого отношения стала возможность для Банка страны использовать новые базовые финансовые показатели: ставку доходности по операциям РЕПО (прямой и обратный выкуп государственных ценных бумаг Банком России у первичных дилеров рынка ГКО) и ставку ломбардных кредитов. И то, и другое формировалось ЦБ РФ в зависимости от величины ставки рефинансирования.

Как видно из материалов таблицы 3, практически во всех случаях ставки по операциям РЕПО и ломбардных кредитов совпадают со значениями учетной ставки Центрального Банка РФ.

Таблица 3. Корреляция базовых ставок Центрального Банка РФ (% годовых)

Дата установления ставок РЕПО и ломбардных кредитов Банком России

Учетная ставка Банка России

Ставка доходности по операциям РЕПО (максимальная)

Стоимость ломбардных кредитов Банка России (максимальная)

1

2

3

4

29 июня 1998 года

80

80

80

5 июня 1998 года

60

60

60

27 мая 1998 года

150

150

150

19 мая 1998 года

50

50

50

18 мая 1998 года

30

30

40

16 марта 1998 года

30

30

30

2 марта 1998 года

36

36

36

24 января 1997 года

48

25

48

2 декабря 1996 года

48

25

--

2 октября 1996 года

60

40

--

19 августа 1996 года

80

40

--

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемое:

Пути решения проблем и перспективы развития брокерско-дилерской деятельности на рынке ценных бумаг в РК
В условиях посткризисного времени залогом успешной деятельности брокеров-дилеров могут быть профессиональный менеджмент и детальный анализ текущей конъюнктуры и состояния рынка. Услуги брокерских компаний являются необходимым условием функционирования всего рынка ценных бумаг в целом, а поэтому реш ...

Современное состояние рынка ценных бумаг России
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение связанных с этим процессом многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового ...

Совершенствование нормативно-правовой базы системы обязательного медицинского страхования
В 2009 году Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществлял подготовку 12 законопроектов, 8 проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, более 300 приказов и распоряжений. Продолжалась подготовка и утверждение нормативных правовых документов, направл ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.binoly.ru