Система законодательства, регулирующая в настоящее время страховую деятельность в России, базируется на Гражданском Кодексе РФ и Федеральном Законе "Об организации страхового дела в РФ" (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года).
Гражданский Кодекс Российской Федерации, регулируя общие обязательственные стороны осуществления страхования, определяет суть правоотношений, возникающих по договору страхования. Законодательство о страховании определяет форму (добровольное или обязательное) проведения вида страхования, порядок и механизмы регулирования страховой деятельности, требования к участникам страхового процесса. Подзаконные акты органов надзора и ведомственные нормативные документы координируют страховую деятельность компаний по конкретным вопросам ее осуществления.
Определенные законодательством механизмы регулирования деятельности страховых компаний по своим принципам в целом соответствуют мировой практике, но их неактивное применение не способствует эффективному росту качественных показателей отечественных страховщиков. Основное внимание в нормативах контроля и регулирования уделяется управлению активами и обязательствами страховой компании. Механизм надзора и контроля включает в себя регулирование следующих показателей и процедур деятельности страховой компании: уставный капитал; лицензирование; формирование тарифов страховых взносов; формирование и структура резервов; соответствие нормативам платежеспособности; перестрахование; ограничение размеров единичных рисков; инвестиционная политика.
Схематически (см. Рис. 1.) это может быть представлено в форме двух основных аспектов регулирования: законодательного регулирования и страхового надзора.
Рисунок 1. Схема регулирования страховой деятельности
Цель права страхового надзора установлена в законе РФ «Об организации страхового дела» и состоит в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Основу права страхового надзора составляют нормы административного и финансового права, содержащиеся в Законе РФ об организации страхового дела, указах Президента, постановлениях Правительства, ведомственных нормативных актах.
Административное право, являясь важнейшим инструментом надзора за деятельностью страховых организаций, регулирующим отношения между страховщиками, страховыми брокерами и государством, основывается на следующих основных источниках права (главным образом ведомственных нормативных актах, изданных федеральным органом России по надзору за страховой деятельностью):
— Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 декабря 1992 года;
— Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994 года;
— Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, от 18 марта 1994 года;
— Правила размещения страховых резервов от 14 июня 1999 года с изменениями и дополнениями;
—Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от июня 2001 года;
—Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков от ноября 2001 года;
—Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, от 9 февраля 1995 года;
— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и инструкция по его применению;
— Положение о страховом пуле от 18 мая 1995 года;
—Положение о госрегистрации объединений страховщиков на территории Российской Федерации от 26 апреля 1993 года.
Государственное право регламентирует правовую форму государственного органа страхового надзора, его место и функции в системе федеральных органов государственной исполнительной власти и основывается на: Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года, Указе Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1998 года.
Рекомендуемое:
История становления и развития корреспондентских
отношений
Уже в период классического капитализма с преобладанием свободной конкуренции основной причиной установления корреспондентских отношений являлась, кроме географических причин, дороговизна предоставляемых услуг для самих банков. Как правило, мелкие и средние по размерам активов и капитала банки покуп ...
Кризис ипотечного кредитования в России
В современной жизни термин "ипотека" рассматривается как залог недвижимого имущества с целью получения кредита. Выдавая кредиты, банки требуют оформить залоговый документ, в соответствии с которым имущество не передается кредитору в собственность, а остается у должника, что дает ему возмо ...
Правовой статус субъектов ипотечного кредитования
Нельзя не отметить, что в процессе ипотечного жилищного кредитования принимают участие многие субъекты: заемщики, кредиторы, продавцы жилья, риелторские компании, инвесторы, страховые компании, оценщики и т.д. Подобная множественность субъектов ипотечного кредитования объясняется множественностью д ...