Для каждой характеристики используется от двух до одиннадцати градаций. Например, для 2 характеристики используется 10 градаций в зависимости от продолжительности кредита: градация 1 - до 6 мес.; градация 2 - от 6 до 12 мес. и т.д. [10]
Риск кредита определен как вероятность события, заключающегося в неуспехе операций кредитования. Случайное событие состоит в том, что кредит окажется не "хорошим", а "плохим". Здесь подразумеваются как ошибки банка в оценке значимости характеристики кредита для его успеха, так и действие среды, в которой находятся клиенты и банк.
Если после интервью решено продолжить работу с клиентом, то документы передаются в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика, при этом экспертам предоставляются очень широкие полномочия.
Для получения кредита заемщики предоставляют в банк следующие документы:
§ Устав и учредительный договор;
§ Бухгалтерскую и статистическую отчетность;
§ Бизнес-план, ТЭО и подтверждающие его документы;
§ Карточка с образцами подписей (если кредитор обслуживается в ином банке);
§ Свидетельство о регистрации предприятия;
§ Кредитную заявку;
§ Другие документы по усмотрению банка.
Все документы, предоставленные клиентом-заемщиком. В том числе ответы на запросы банка и документы, подтверждающие перечисление средств по кредиту, помещаются в досье клиента. В досье помещается также кредитный договор и сопутствующие ему документы.
Досье хранится не менее 5 лет, после чего передается в архив.
В период подготовки к выдаче кредита собираются все необходимые документы, и формируется кредитное дело. По требованиям Сбербанка РФ кредитное дело должно формироваться отдельными разделами по каждому ссудозаемщику, поручителю, гаранту, залогодателю. [11]Формирование кредитного дела должно осуществляться в хронологическом порядке по разделам:
1. Документы, касающиеся выдачи кредита (заявки на получение кредита, ТЭО, бизнес-план, заключение служб с перечнем проведенной работы по анализу пакета документов, решение кредитного комитета);
2. Административная информация, включающая регистрационные документы заемщика, имена, адреса, телефоны;
3. Финансовая отчетность заемщика (гаранта, поручителя);
4. Анализ финансовой отчетности заемщика на протяжении всей истории отношений заемщика с банком;
5. Внутренний документооборот, касающийся данного клиента;
6. Анализ состояния залога (заключение кредитного работника и эксперта о стоимости залога, ликвидности, достаточности в виде записок, актов проверок, заключений);
7. Корреспонденция;
8. Протоколы встреч с заемщиком;
9. Копии кредитных документов (кредитный договор, договор поручительства, гарантии, договор залога и т.д.);
10. Копии публикации из СМИ о заемщике (поручителе, гаранте);
Прочая документация, не предусмотренная перечнем.
Кредитный процесс предполагает выполнение функций планирования, организации (см. рисунок). Координации, мотивации и контроля осуществляя которые банковские работники обеспечивают условия для производительности труда и получение результатов, соответствующих разработанным целям.
Кредитный договор регулирует весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ, кредитный договор должен соответствовать определенным требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому в зарубежной практике существуют типовые формы кредитных договоров применительно к различным видам кредитов; в обработке структуры кредитных договоров, формулировок всех его пунктов активное участие принимают юристы. Внесение изменений или дополнений в кредитный договор осуществляется по согласованию с юристами, а для филиалов банков - с их головными учреждениями.
В соответствии со ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в требуемой форме. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для данного вида договора. А также все условия, относительно которых, по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. [12]
Следуя норме права о заключении договора, необходимо определить существенные условия для договора о кредитовании, поскольку признание договора не заключенным влечет за собой последствия недействительности сделки. К существенным условиям относятся: предмет договора, цель кредитования, размер кредита, срок, на который предоставляется кредит; условия выдачи и погашения кредита, процентные ставки за пользование кредитом, способы обеспечения кредитного обязательства.
В настоящее время в большинстве коммерческих банков анализом кредитной документации, в т. ч. и анализом кредитных договоров, занимаются кредитные отделы, деятельность которых сводится к заключению и исполнению последних. Вопросы стратегического планирования, анализа и правового обеспечения кредитного процесса ими не решаются. В российской практике уже накоплен определенный опыт составления кредитных договоров с участием юристов. Однако в правовом отношении кредитные договора остаются несовершенными. В одном и том же банке для однородных ссуд используются разные по форме кредитные договора; многие пункты не конкретны; взаимные обязательства сторон сформулированы не четко. Допускается небрежность в оформлении, например, отсутствие печатей или подписей одной из сторон, не заполнение отдельных пунктов договора.
Рекомендуемое:
Стратегия развития АО "Банк развития Казахстана"
до 2020 года
Долгосрочная стратегия развития Банка Развития Казахстана утверждена решением Совета директоров Банка 28 мая 2010 года (протокол №113) и определяет стратегические цели и ключевые направления развития Банка до 2020 года. Цель стратегии - трансформация Банка в современный и самостоятельный национальн ...
Достаточность банковского капитала
Величина банковского капитала существенно влияет на уровень надежности и доверия к банку со стороны общества. Именно поэтому проблема определения достаточности капитала банка на протяжении длительного времени является предметом научных исследований и споров между банками и регулирующими органами. Б ...
Структура и задачи банковского менеджмента
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими ...