Кредитная организация (КО) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом, только при условии ее государственной регистрации и при наличии лицензии Банка России. Порядок регистрации и лицензирования банков в РФ определяется ФЗ «О банках и банковской деятельности» и Инструкцией Банка России №109-И от 14 января 2004 года.
КО создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью).
КО совершает банковские операции на основе лицензии, выданной Центральным банком. Банк России регистрирует КО и ведет книгу регистрации КО (за регистрацию КО взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала КО).
Лицензия выдается после государственной регистрации и полной оплаты объявленного уставного капитала.
Учредителями могут быть лица, участие которых в КО не запрещено действующим законодательством. Учредители коммерческого банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня его регистрации, то есть полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала.
Учредители – это юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном порядке, действовать в течение трех лет, иметь устойчивое финансовое положение, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года, располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Центрального банка, для внесения их в уставный капитал кредитной организации.
Для регистрации и лицензирования КО ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительных документов (ст. 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности») представляют в территориальное учреждение Банка России следующие документы:
- заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; учредительный договор;
- устав кредитной организации; протокол общего собрания учредителей; свидетельство (копия платежного документа) об уплате государственной пошлины за регистрацию КО;
- нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждение налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетом за последние три года;
- декларации о доходах учредителей – физических лиц, заверенные органами налоговой службы и подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал КО;
- анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
- список учредителей КО;
- бизнес-план;
- документы, подтверждающие право собственности одного из учредителей на здание (помещение), в котором будет располагаться банк, или обязательство арендодателя о предоставлении здания (помещения) в аренду в случае регистрации КО.
К ходатайству о регистрации прилагаются также расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли КО на первые три года деятельности отдельно на каждый год.
Кандидаты на должности руководителей должны иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом или иным подразделением КО, связанный с осуществлением банковских операций, составляющий не менее одного года. Если кандидаты на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера получили образование за границей, они должны предоставить заключение российского федерального органа по образованию о соответствии имеющихся иностранных документов об образовании российским дипломам. Если кандидаты являются иностранными гражданами, они должны предоставить копии документов, подтверждающих их право на осуществление трудовой деятельности на территории России.
Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций определен Положением Банка России «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных КО в РФ» от 2 апреля 1996 г. №264, новая редакция которого введена 10 марта 1999 г. указанием №509-У.
Рекомендуемое:
Открытие счетов в иностранной валюте
Открытие корреспондентских счетов банков резидентов и нерезидентов как в иностранной валюте, так и в гривнах осуществляется в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" и нормативных актов Национального банка Украины. После ...
Анализ развития рынка ценных бумаг в 2000-2007 гг.
На протяжении 2000 – 2007 г.г. рынок ценных бумаг динамично развивается. Например, суммарные обороты на рынке суммарные выросли в 2004 г. на 44% по сравнению с 2003 годом[2]. Наибольший рост объемов торгов в 2004 году зафиксирован на вторичном рынке облигаций - более чем двукратный[3]. Выявлено так ...
Состояние рынка ипотечного кредитования в кризис
В 2008 году на рынке ипотечного кредитования в России наблюдались существенные изменения. Условия кредитования значительно усложнились, в результате чего сузился круг заемщиков. Основной причиной этих проблем являлся ипотечный кризис в США. Дело в том, что до кризиса в Америке для выдачи денег заем ...