Реформирование банковской системы Казахстана проходило практически в три этапа.
На первом этапе (1988–1991 г.) в условии существования СССР была проведена реорганизация государственных отраслевых специализированных банков передачей части функций центра республиканские подразделения соответствующих банков, начато создание первых коммерческих банков и сделаны начальные шаги по преданию Госбанку отдельных функций центрального банка.
Второй этап с (1992–1993 г.) характеризуется постепенным переходом Национального банка РК к выполнению ряда функций центрального банка в рамках существования рублевой зоны, экстенсивным формированием и развитием коммерческих банков, началом формирования национальной банковской нормативно-правовой базы.
На третьем этапе (с ноября 1993) в связи с введением национальной валюты на Национального банка РК была возложена полная ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы, введение классических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков.
Следует, что в начале третьего этапа состояние банковской системы страны по существу не отвечало в полной мере объективно-предъявляемым к ним требованиям. Это относилось как к Национальному банку РК, который к тому времени не имел традиций и опыта в части выполнения функций центрального банка, так и к банкам второго уровня которые не способны были в необходимых объемах осуществлять кредитование экономики за счет собственных и самостоятельно мобилизуемых финансовых ресурсов и выполнять весь комплекс банковских услуг.
В этих условиях Национальным банком РК была разработана и утверждена Президентом РК конкретная программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год. Программа была скоординирована с мероприятиями правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса, а также учитывала рекомендации международных финансовых организаций. В ходе выполнения этой программы были получены определенные позитивные результаты:
достигнута необходимая координация деятельности Национальный Банка Министерства финансов в проведении финансовой политики государства;
завершено внедрение всего спектра инструментов денежно-кредитного и валютного регулирования, характерных для классических центральных банков;
разработаны следующие механизмы системы надзора и регулирование деятельности банков второго уровня;
создана нормативная база начата обработка системы валютного регулирования и контроля;
приняты меры по повышению уровня и оперативности анализа макроэкономических процессов, их прогнозирования и использования принятия решения;
проведена значительная работа по достижению адекватности используемой системы бухгалтерского учета Национальный Банка и банка второго уровня международным стандартами потребностям рыночной экономики;
сократилась количество банков, прямонарушающих установленные экономические нормативы и права предприятий и физических лиц – клиентов банков;
повысилось качество механизмов аккумуляции банками второго уровня финансовых ресурсов, а также уровень оценки проектов при кредитовании хозяйствующих субъектов и степени риска возвратности кредитов;
наметились положительные тенденции в повышении уровня капитализации банков, позволяющий им самостоятельно осуществлять финансирование крупных проектов на среднесрочной и долгосрочной основе;
активизирована работа по повышению профессиональной подготовки персонала.
Проведение последовательных и взаимоувязанных шагов по реформированию и развитию банковской системы страны, а также осуществление умеренно-жесткой денежно-кредитной политики позволило обуздать инфляцию, стабилизировать курс тенге и снизить уровень процентных ставок.
Рекомендуемое:
Операции РЕПО
Предоставление межбанковского займа под обеспечение ценными бумагами при условии обратного их выкупа по возвращении средств кредитору называется соглашением РЕПО. Соглашения РЕПО являются одним из видов ломбардного кредита на межбанковском рынке и используются в случае, если участники недостаточно ...
Социальное страхование в СССР
Обязательное социальное страхование наемных работников в России появилось несколько позже, чем в западных странах. В России страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на ...
Условия договора
В отечественной литературе договорные условия традиционно подразделяются на существенные, обычные и дополнительные условия. Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Они состоят из: 1.Страховщик. Страховщики - юридические лица, созданные в соответств ...