В 2006 году была продолжена работа по подготовке к переходу на принципы инфляционного таргетирования. Данные принципы предполагают построение прогнозов основных параметров денежно-кредитной политики, исходя из целевых ориентиров по инфляции, базирующиеся на модели трансмиссионного механизма.
Модель трансмиссионного механизма была разработана в конце 2005 года. Она включает в себя основные каналы влияния инструментов денежно-кредитной политики на инфляцию: денежный канал, процентный (кредитный) канал, валютный канал, внешнеэкономический канал.
Для построения модели трансмиссионного механизма выбран поведенческий тип модели, в основу которого положен постулат о том, что если в прошлом ряд экономических переменных демонстрировал по отношению друг к другу конкретные функциональные взаимосвязи, то вероятнее всего эти взаимосвязи будут прослеживаться в ближайшем будущем.
Эндогенными (объясняемыми) переменными модели являются номинальный обменный курс тенге к доллару США, объем денежной базы, объем денежной массы, межбанковская биржевая ставка по однодневным кредитам, ставка по кредитам в тенге юридическим лицам, объем кредитов экономике, квартальная инфляция. Экзогенными (влияющими) переменными являются инструменты денежно-кредитной политики: ставка Национального Банка по операциям репо, объем краткосрочных нот в обращении, объем депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, валютная интервенция Национального Банка, минимальные резервные требования. Кроме инструментов денежно-кредитной политики экзогенными являются также объемы импорта и экспорта, ВВП, индекс импортных цен, объем государственных ценных бумаг Министерства финансов в обращении, объемы депозитов в банковской системе, инвестиции в основной капитал, мировые цены на нефть, среднемесячная заработная плата по стране.
В 2006 году, в рамках разработки проекта Основных направлений денежно-кредитной политики на 2007–2009 годы, была продолжена работа по совершенствованию и актуализации данной модели.
Изменение модели трансмиссионного механизма было вызвано тремя причинами. Во-первых, Национальным Банком была временно прекращена котировка ставки репо, которая входила в модель как экзогенная переменная. Во-вторых, были введены новые Правила о МРТ. В-третьих, были приняты новые Правила конвертации и реконвертации активов Национального фонда, согласно которым Национальный Банк осуществляет конвертацию средств Национального фонда не только за счет продажи Министерству финансов иностранной валюты из золотовалютных активов Национального Банка, но и за счет покупки иностранной валюты на валютном рынке по рыночному курсу.
Поэтому, по сравнению с моделью, использованной в 2005 году, в модель трансмиссионного механизма внесены следующие изменения.
Во-первых, вместо ставки репо в качестве экзогенной переменной была введена ставка рефинансирования.
Во-вторых, в связи с изменением методики исчисления МРТ, вместо процентного показателя «МРТ» использован объемный скорректированный показатель «МРТ». Коррекция выражается в том, что до июля 2006 года вместо объемов МРТ взяты объемы резервных активов, а с июля 2006 года – объемы обязательных резервов. Замена процентного показателя на объемный связано с введением 2 процентных показателей вместо одного (6% и 8%), а замена части данных по обязательным резервам на суммарные активы – с необходимостью сгладить резкий скачок в обязательных резервах после введение новых правил МРТ.
В-третьих, вместо показателя «валютная интервенция Национального Банка» рассмотрен показатель «скорректированная валютная интервенция Национального Банка», который получен из валютной интервенции «вычищением» сумм валюты, использованных для конвертации средств Национального фонда. Такая операция допустима, так как покупка валюты для конвертации средств Национального фонда есть по существу стерилизация валюты, проданной на бирже нефтяными и иными предприятиями для уплаты налогов, и поэтому она не должна влиять на изменение курса тенге.
Рекомендуемое:
Пластиковые карты, как банковский продукт
Банковские карты предназначены для осуществления безналичной оплаты товаров и услуг владельцем карточки, а также для получения им наличных денег со своего банковского счета в специальных банкоматах практически в любой точке мира. Данный вид карточек представляет наибольший интерес, поскольку именно ...
Страховой рынок
Страховой рынок — это определенная социально-экономическая среда, в которой действуют страхователи (потребители страховых услуг) и страховщики (те, кто эти услуги предоставляет), а также различные страховые посредники. Основой развития страхового рынка является обеспечение процесса воспроизводства ...
Источники формирования ресурсов
Главным источником банковских ресурсов являются привлеченные средства, часть которых в среднем по банковской системе Украины составляет 80% от общей величины ресурсов, а остальные 20% приходятся на собственный капитал. Структура ресурсов отдельных коммерческих банков является индивидуальной и завис ...