В настоящее время теория паритета покупательной способности является инструментом реализации проекта международных сопоставлений наиболее важных макроэкономических показателей (например, ВВП, национальный доход и др.). Это связано с расширением внешнеэкономических связей, углублением интеграционных процессов и интенсификацией международного экономического сотрудничества. В конце 1960-х годов Статистический отдел ООН в сотрудничестве с другими международными организациями разработал Проект международных сопоставлений, призванный обеспечить сравнение макроэкономических показателей на основе расчета ППС. Эта необходимость связана с тем, что валютные курсы отражают не сравнительную покупательную способность национальных валют на внутренних рынках, а условия торговли страны на внешних рынках. Валютные курсы государства, неточно представляющие его исходный экономический потенциал и изменяющиеся несинхронно темпам инфляции на внутреннем рынке, искажают динамику ВВП и его компонентов.
Результаты международных сопоставлений позволяют выявить исходный экономический потенциал страны и уровень благосостояния ее населения наций, сравнить их с показателями государств, с которыми она сотрудничает или конкурирует на мировых рынках, оценить эффективность национальной экономики, проанализировать финансовые возможности, уровень цен и емкости рынков разных государств, а также обеспечить дальнейшую разработку и совершенствование экономической политики страны.
Обеспечения сравниваемых в международном плане данных о ВВП разных стран требует своего решения и, в том числе, достижения сравнимой оценки ВВП. Это обязывает к проведению сложных расчетов по исчислению паритетов покупательной способности валют. По своей форме ППС схожи с валютными курсами, однако их главное отличие от последних состоит в том, что они представляют собой чисто статистическую (счетную) категорию, своеобразный индекс цен.
Расчет ППС предполагает сбор и обработку значительного объема данных о ценах на идентичные товары. Затем рассчитываются индивидуальные индексы цен на товары, а также средние – для каждой первичной пересчетной группы, например, для отдельных видов обуви. И только после этого исчисляются средние значения ППС для аналитических групп ВВП, например, «непродовольственных товаров», компонентов ВВП и ВВП в целом.
Для этой цели применяют известные формулы индексов Ласпейреса и Пааше. Для исчисления средней величины ППС по формуле Ласпейреса в качестве весов берутся данные о доле первичных пересчетных групп ВВП базовой страны. По формуле Пааше в качестве весов используются данные о доле первичных пересчетных групп страны партнера. Следует отметить, что индексы Ласпейреса, как правило, выше индексов Пааше, поэтому некоторые специалисты используют индекс Фишера, который основан на среднем геометрическом этих двух значений.
В развивающихся странах, в том числе и Казахстане, валютный курс в несколько раз выше, чем ППС, а в развитых странах наблюдается обратная картина, когда паритет покупательной способности больше обменного курса. Отношение ППС к валютному курсу позволяет определить более «дешевые» или более «дорогие» государства по сравнению с базовой страной. Общая закономерность такова, что чем выше уровень ее экономического развития, тем выше уровень цен.
Разрыв между среднегодовым валютным курсом тенге и паритетом покупательной способности, оценка которого базируется на данных международных сопоставлений ОЭСР за 1996 г, в период 1998-2001 гг. был соответственно выше в 4, 6, 7 и 8 раз. Это свидетельствует о том, что потенциальная эффективность импортозамещения по потребительским товарам, составляющим основу расчета паритета покупательной способности, возрастает из года год.
Рекомендуемое:
Платёжная система Maestro
Карта Сбербанк-Cirrus/Maestro "Молодежная! сочетает в себе международную дебетовую карту Сбербанк-Cirrus/Maestro и приложение к ней - комплект членства в программе "Молодежная карта EURO<26". Карта Сбербанк-Cirrus/Maestro - предназначена для крупнейшей в мире сети банкоматов и эле ...
Структура и задачи банковского менеджмента
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими ...
Кредитная политика коммерческого банка
Кредитная политика – это определение направлений деятельности банка в области кредитно-инвестиционных операций и разработка процедур кредитования, обеспечивающих снижение рисков. Выработка грамотной кредитной политики – важнейший элемент банковского менеджмента. Сущность кредитной политики
банка со ...