Совершенствование экономического механизма в условиях перехода к рынку предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания, как частных лиц, так и предприятий и организаций. Рост платежного оборота и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость совершенствования механизма денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек денежного обращения и сокращения трудовых затрат.
Постоянно возрастающие требования к спектру и качеству услуг, растущая конкурентная борьба между банками за клиента заставляют искать новые формы, методы, инструменты для работы с населением.
Данная проблема не может быть решена при массовом использовании наличных денег, так как в силу своей физической природы они имеют предел подвижности, обуславливают высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечивающих непрерывность цепи расчетов и затрудняющих контроль за своим движением. Основной путь ее решения – это использование так называемой «безбумажной» технологии на основе передового опыта применения на практике безналичных расчетов. Одним из направлений данного пути является развитие расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.
Формирование отечественного рынка банковских карточек происходит одновременно с широкомасштабными экономическими преобразованиями, в условиях социально-экономической неустойчивости, при существующих особенностях построения и функционирования национальной платежной системы, действующих традициях денежно-кредитных отношений и специфики внутреннего потребительского рынка. Банковские карточки – это не только сервис для клиентов, но и эффективный инструмент денежно-кредитной политики государства. Именно государство заинтересовано в широком привлечении средств в банки, развитии безналичных форм расчета за товары и услуги, сокращении наличной денежной массы и затрат на ее поддержание, сокращении масштабов теневого экономического оборота и в контроле за операциями на потребительском рынке, а также в увеличении масштабов потребительского кредитования населения.
Как и в любой экономической деятельности, для белорусских специалистов в области пластиковых карточек важно учитывать как положительный, так и отрицательный мировой опыт банков, в первую очередь европейских, поскольку только через опыт старейших банков можно достаточно точно прогнозировать результаты своей деятельности на серьезную перспективу.
Объектом исследования является ОАО «Белвнешэкономбанк».
Предметом исследования - обращение банковских пластиковых карточек.
Целью настоящей работы является определение роли и значения расчетов банковскими пластиковыми карточками в системе безналичных расчетов, а также перспектив их развития в Республике Беларусь.
Актуальность исследования рынка банковских карточек обусловливается необходимостью:
1) перехода к более цивилизованным платежным системам и внедрения принципиально новой технологии осуществления расчетов;
2) расширения рынка банковских услуг для юридических и физических лиц;
3) увеличения и ускорение безналичных расчетов в платежном обороте;
4) сокращения наличной денежной массы и затрат на ее поддержание;
5) увеличения масштабов потребительского кредитования.
Задачами исследования являются:
1) рассмотрение сущности и роли банковских пластиковых карточек в платежном обороте;
2) изучение пластиковых карточек как формы расчетов и экономических предпосылок ее дальнейшего развития;
3) анализ организации и функционирования платежной системы с использованием банковских пластиковых карточек;
4) характеристика развития рынка банковских пластиковых карточек на современном этапе;
5) перспективы развития расчетов пластиковыми карточками в ОАО «Белвнешэкономбанк».
Исследовательской базой написания дипломной работы являлись законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, монографии, научные труды и публикации отечественных и зарубежных авторов, а также статистические и отчетные данные ОАО «Белвнешэкономбанк» по проблеме исследования.
Рекомендуемое:
Основные направления совершенствования механизма
страховых взносов
Как известно, в июле 2009 года были приняты федеральные законы, направленные на развитие системы обязательного социального страхования и совершенствование пенсионной системы. В настоящее время организации и индивидуальные предприниматели применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) платят н ...
Принципы построения и структура современной банковской системы
обслуживания
Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в Российской Федерации создаются и действуют на основании Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковс ...
Требования к численности и квалификации персонала системы
Для эксплуатации ИС определены следующие роли: · операционист кредитного отдела; · системный администратор. Количество сотрудников кредитного отдела зависит от потока клиентов. Системный администратор должен обладать высоким уровнем квалификации и практическим опытом выполнения работ по установке, ...