Ключевые направления стратегии развития банка определяют основные приоритеты расширения и реформирования его филиальной сети, настоящие и перспективные сферы деятельности филиалов, дополнительных офисов, методы конкурентной борьбы на данной территории обслуживания, подходы к оценке результатов реализации тактических и стратегических задач функционирования. Система комплексного анализа и оценки финансово-экономических результатов деятельности филиала и дополнительного офиса банка основывается на принятой в данном банке методике оценки результатов деятельности кредитной организации в целом и представляет собой отдельные уровни ее детализации. Помимо собственно задач анализа – оценки результатов деятельности отдельного филиала, система комплексного анализа должна обеспечивать сравнение результатов деятельности филиалов банка между собой с целью выявления наиболее эффективных из них, обоснования программ стимулирования сотрудников филиалов.
Рейтинговый подход к оценке финансово-экономических результатов деятельности филиалов банка предполагает обоснование системы показателей оценки, их классификацию и расчет итогового синтетического показателя, на основании которого и производится ранжирование филиалов. Рейтинговая оценка должна учитывать все важнейшие параметры финансовой деятельности филиала, отражать целевые установки развития банка в целом. В соответствии с этим исходные показатели рейтинговой оценки предлагается объединять в пять основных групп: качество активов, качество обязательств, уровень принятого риска, структура финансового результата, прибыльность деятельности (табл. 1). По каждой группе показателей рассчитывается синтетический коэффициент, равный арифметической сумме показателей группы, взвешенных по заранее определенным коэффициентам значимости. На основании этих синтетических коэффициентов рассчитывается результативный (синтетический) показатель деятельности филиала, определяющий его рейтинг. Наивысший рейтинг, согласно предлагаемой методики, будет иметь филиал, для которого значение синтетического показателя результативности деятельности будет наибольшим. При равенстве значений показателя предпочтение отдается филиалу с наилучшим значением синтетического коэффициента прибыльности.
Система показателей в совокупности с их весовыми коэффициентами позволяет создать сбалансированный алгоритм оценки для филиалов любого типа – нетто-кредиторов или нетто-заемщиков, стимулировать развитие филиалами наиболее прибыльных направлений деятельности при умеренном риске и оптимизации функциональных затрат, а также наращивание собственной клиентской базы как по привлечению, так и размещению средств.
Несмотря на субъективность присвоения весов показателям, именно такой подход обеспечивает не только оценку деятельности филиалов как таковую, но и стимулирование наиболее приоритетных направлений бизнеса, позволяет сделать акцент на наиболее значимых для банка показателях результативности, что выгодно отличает его от других распространенных методов рейтинговой оценки. Простое сравнение деятельности филиалов между собой позволяет составить их рейтинг, но не дает возможности решить главную задачу анализа – оценить, насколько финансово-экономические результаты деятельности филиалов соответствуют стратегии развития банка.
Система показателей, на основании которой рассчитывается рейтинг результативности филиала, охватывает все существенные направления деятельности подразделений кредитной организации. При изменении приоритетов развития банка в целом посредством корректировки весов (их увеличения или уменьшения) показателей и неизменности методики их расчета можно получать различные по очередности списки филиалов, отражающие их способность решать поставленные перед ними головным банком задачи.
Наиболее важным коэффициентом результативности деятельности филиала является синтетический коэффициент прибыльности, которому экспертами банка присвоен наибольший вес – 30%. Составляющие коэффициента прибыльности обеспечивают стимулирование филиалов, во-первых, в направлении поиска наиболее доходных самостоятельных вложений с использованием всех ресурсных возможностей, в том числе и внутрибанковских (показатель спрэда по собственным вложениям филиала), во-вторых, в снижении стоимости привлеченных ресурсов для всех активных операций, в том числе внутрибанковских (показатель процентной маржи), в-третьих, в снижении внутренней стоимости операций (показатель маржи прибыльности) и росте общей рентабельности деятельности (рентабельность совокупных активов).
Рекомендуемое:
Расширение продуктовой линейки на примере страховой группы РАСО
В 2008 году, по данным официального сайта страховой группы РАСО была усовершенствована продуктовая линейка. Был разработан и выпущен ряд новых продуктов по страхованию имущества физических лиц, рассчитанных на страхование квартир, загородных домов и дач. Базовые продукты по страхованию квартир и за ...
Доходы и риски инвестиционной деятельности банков
Важнейшей характеристикой банковских инвестиций является их оценка с позиции объединенного критерия вложения средств, так называемого магического треугольника "доходность-риск-ликвидность". Существуют устойчивые зависимости между доходностью, ликвидностью и риском как инвестиционными каче ...
VISA
VISA – В пёстрой колоде пластиковых карт, которых с каждым днём в России появляется всё больше, VISA остаётся самой козырной картой. Ещё недавно ею действительно козыряли избранные, стремясь подчеркнуть достаток, успех и благополучие. Однако и сегодня, становясь массовой, общедоступной, VISA не тер ...