Третья функция процента – сохранение ссудного фонда, при котором сохраняется не только первоначальный размер кредитных ресурсов, но и обеспечивается его увеличение за счет разности между процентами, получаемыми кредитором, и процентами, уплачиваемыми им. Стоимость, вернувшаяся от кредитополучателя к кредитору, не теряет своих качеств. Сохраняя благодаря проценту свои потребительские свойства, она готова вступить в новый оборот и наряду с другими экономическими инструментами активно воздействовать на общественное развитие.
Процентная ставка определяется в соответствии с конкретными условиями использования ссудного капитала и является объектом денежного и кредитного регулирования со стороны центрального банка. Величина процентных ставок способствует либо притоку денежного капитала на внутренний рынок с денежных рынков других стран, либо его оттоку.
В соответствии с классическими представлениями изменение процентных ставок происходит под воздействием нормы прибыли. Фактически же уровень ставок устанавливается в зависимости от спроса и предложения ссудного капитала. В свою очередь, спрос и предложение определяются многими факторами: фазой развития экономики, степенью воздействия государства на экономику, политикой центральных банков, внешними факторами и т. д.
Существует также ряд факторов, влияющих не столько на спрос и предложение, сколько на величину ставок процента. К ним можно отнести ожидаемые темпы инфляции, кредитные риски, налоги, движение валютного курса и др.
Процентные (учетные) ставки, устанавливаемые центральными банками, - один из важнейших инструментов, с помощью которого осуществляется внутренняя и внешняя экономическая политика. Поэтому основой ставок денежного рынка является официальная учетная ставка (фиксируемая) или текущие ставки по операциям центрального банка. Эти ставки почти всегда ниже других ставок денежного рынка, поскольку операции по учету центральным банком коммерческих векселей практически не сопряжены с риском.
Коммерческие банки устанавливают ставки процентов, ориентируясь на учетные ставки, принятые в центральных банках своих стран. Крупные банки определяют минимальные или лучшие ставки по ссудам, предоставляемым первоклассным заемщикам. Важное значение в структуре процентных ставок имеют проценты по вкладам банковских клиентов. Проценты, выплачиваемые банками их клиентам, всегда существенно ниже процентов по кредитам (за счет этой разницы формируется один из главных источников банковской прибыли – процентная маржа).
Недостаточная развитость кредитного рынка приводит к ярко выраженному индивидуальному характеру процентной политики коммерческих банков, а именно, к усиленной дифференциации процентных ставок по банкам в зависимости от их типа и размера, местности, клиентуры и других субъективных обстоятельств.
На процентную ставку влияют также внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относится состояние кредитного рынка, характер государственного регулирования деятельности коммерческих банков, включая механизм налогообложения. К внутренним факторам относится, прежде всего, оценка банком степени риска по вложениям ресурсов в зависимости от характера ссудозаемщика, вида, сроков пользования и величины ссуды.
Основу процентной политики коммерческих банков составляет денежно-кредитная политика центрального банка, который воздействует на уровень процентных ставок коммерческих банков путем использования методов прямого (директивного) и косвенного регулирования.
К методам прямого регулирования можно отнести ограничение верхнего уровня процентных ставок, установление разницы между ссудным и депозитным процентом и др. Прямое регулирование (установление) предела процентных ставок со стороны центрального банка по активным (пассивным) операциям коммерческих банков может привести к усилению конкуренции на рынке кредитных ресурсов, ограничению возможности их привлечения, необходимости увеличения уставного капитала, сокращению объемов кредитования за счет уменьшения рисковых кредитов, росту процентных ставок по кредитам первоклассным заемщикам.
Рекомендуемое:
Небанковские кредитные организации и проблемы их
развития
Небанковская кредитная организация (Non-banking credit company) - кредитная организация, получившая в легитимном порядке право осуществления отдельных банковских операций, предусмотренных законом. К небанковским учреждениям кредитной системы следует отнести следующие структуры: ломбард; кредитное т ...
Перспективы развития рынка ценных бумаг в России
Как видно из предыдущих параграфов настоящей работы рынок ценных бумаг в России переживает сложный, неустойчивый период формирования. За периодом бурного подъема 1994 - 1997г. г. он в результате событий августа 1998 года оказался полностью дезорганизован. И сейчас во главу угла поставлена задача фо ...
Модели мобильного банкинга
Основой мобильного банкинга являются технология WAP и беспроводной доступ в Сеть Существующие следующие условные модели мобильного банкинга: 1) SMS-banking. SMS-банкинг основан на технологии передачи коротких сообщений (Short Message Service) – специального канала передовой связи для передачи служе ...