Особенно эта тенденция усилилась в условиях экономического кризиса.
Предпринятые Правительством РФ в марте 2009 г. меры по корректировке страховых коэффициентов позволили несколько снизить напряженность в сфере страхования автогражданской ответственности, но в целом ситуация не изменилась. Более того, резкое увеличение страховых тарифов для большинства населенных пунктов Челябинской области вызвало напряженность во взаимоотношениях страховщиков и страхователей.
Страховщики требуют повышения тарифов, Минфин не возражает, но настаивает на увеличении предельных размеров страховых выплат.
Реальная проблема состоит не в размерах страховых премий или страховых выплат, а в самом сложившемся подходе к государственному тарифному регулированию, которое не учитывает инфляции, создает зоны убыточности или повышенной доходности ОСАГО, как в территориальном плане, так и по маркам автомобилей.
Представляется, что кардинальным решением проблемы страховых тарифов является отказ от государственного регулирования по опыту ряда зарубежных стран. Однако, в условиях, когда государственная политика направлена на монополизацию рынка страховых услуг, такой вариант вряд ли приемлем.
Поэтому речь может идти только о существенных изменениях действующего порядка определения размеров страховой премии.
В этой связи представляется целесообразным внесение следующих изменений.
Во-первых, в качестве базовой ставки страхового тарифа должна использоваться не абстрактная величина 1980 рублей или иная установленная Правительством РФ сумма, а фактическая стоимость страхуемого транспортного средства в текущих ценах. Такая базовая ставка позволит учитывать и инфляционные тенденции.
Во-вторых, указанная стоимость должна корректироваться коэффициентом физического и морального износа транспортного средства.
В-третьих, территориальный коэффициент должен устанавливаться не в фиксированном размере, а самими страховщиками по определенным правилам, установленным Правительством РФ в зависимости от степени аварийности в конкретном населенном пункте по данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Предлагается также установить порядок, при котором любому возможному изменению тарифов и пересмотру корректирующих коэффициентов ОСАГО должна предшествовать независимая экспертная оценка с привлечением общественных организаций автовладельцев и страховщиков.
Необходимо также установить прямую зависимость повышения стоимости страховых полисов с повышением сумм страховых выплат.
Предлагаемые изменения позволят повысить гибкость государственной тарифной политики, большую адаптацию размеров тарифов к реальным условиям.
Лицензирование компаний представляет собою сложный и продолжительный процесс, требующий значительных трудовых и финансовых затрат. Поэтому страховщики стремятся к тому, чтобы при проведении лицензирования получить санкцию на осуществление возможно более широкого перечня видов страхования. Однако, законодателем установлено ограничение в силу которого страховщик лишается лицензии на конкретный вид страхования, если не приступил к его фактическому осуществлению в течение 12 месяцев. Освоить же на практике все заявленные виды страховых услуг в течение указанного срока почти не реально и под силу только крупным, сложившимся страховым компаниям, имеющим разветвленную сеть филиалов и представительств.
Представляется, что рассматриваемое ничем не оправданное ограничение следует из законодательства исключить.
Кроме того, существуют неоднозначные толкования терминов "виды страхования" и "виды страховой деятельности", которые установлены подзаконными актами, но не даются в законе. Данное обстоятельство создает почву для произвольных решений Федеральной службы страхового надзора при оценке соблюдения страховыми компаниями лицензионных условий.
Целесообразно либо внести изменения в закон, которыми точно установить, что является видом страхования, а что – видом страховой деятельности, либо исключить из подзаконных актов отсутствующую в законодательстве терминологию.
Рекомендуемое:
Анализ ликвидности Сбербанка России на основе рейтинговой системы
Анализ финансового состояния коммерческого банка можно представить как внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств, потенциальных клиентов, и внутренний - внутренними аналитическими службами банка. Общей целью анализа для всех субъектов является определение эффективности деятельност ...
Виды деятельности, которые
осуществляет банк
ООО «Коммерческий банк« Дельта »осуществляет банковскую деятельность исключительно в пределах законодательства Украины на основании банковской лицензии и разрешения, выданных Национальным банком Украины. Банковские услуги, предоставляемые коммерческим банком «Дельта» 1. Основные услуги для корпорат ...
Сущность рынка ценных бумаг
Финансовый рынок – это рынок, который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений. Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг, или фондовый рынок. Рынок ценных бумаг (РЦБ) – это рынок, который опосредует кредитные отношения и отношения ...