Трудности банков, связанные с развитием инфраструктуры, обусловлены следующими факторами:
- необходимостью крупных финансовых вложений, которыми на сегодняшний день банки не располагают. Денежные средства, прежде всего, необходимы для закупки и поддержания в работоспособном состоянии дорогостоящих аппаратно программных комплексов (банкоматы, платежные терминалы, программное обеспечение и другие), организации каналов связи, закупки заготовок пластиковых карточек;
- выполнением банками не свойственных им функций (процессинг), что влечет за собой существенное увеличение штата сотрудников, работающих с пластиковыми карточками;
- дублированием затрат на развитие параллельных сетей банкоматов (сети банкоматов для проведения операций с карточками международных систем и системы «БелКарт»).
Решение банками данных проблем самостоятельно и обособленно приводило к распылению ресурсов и дополнительным затратам каждого банка в отдельности на создание и обслуживание соответствующей инфраструктуры.
В августе 2002 года было зарегистрировано ОАО «Национальный процессинговый центр», основной целью которого является содействие развитию в Республике Беларусь безналичных расчетов с использованием карточек, создание масштабной сети платежных терминалов и банкоматов, снижение затрат на внедрение этого вида услуг.
Учредителями предприятия являются Национальный банк Республики Беларусь, АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «БПС-Банк», ОАО «Белвнешэкономбанк», РУП «Белорусский межбанковский расчетный центр», УП «МПООВТ», НПО «Центр-систем».
Пользователями услуг центра являются АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белинвестбанк», ЗАО «Трастбанк».
«Национальный процессинговый центр» обеспечивает ведение авторизационной базы данных для более чем 2000 тыс. держателей карточек, функционирование 800 банкоматов, подключение более чем 6000 электронных терминалов, включая информационно-справочные, установленных в филиалах банков и на предприятиях торговли и сервиса, круглосуточную службу сервиса, обработку и ежедневную подготовку расчетной информации по более чем 6,3 млн. финансовых транзакций в месяц.
Доля рынка пластиковых карт банков, работающих через ОАО «Национальный процессинговый центр», на 01.01.2009 г. составила:
- по обслуживаемому рублевому обороту – 75%, в том числе по безналичному – 46, 8 %;
- по количеству карточек – 70 %;
- по количеству операций – 71 %.
ОАО «Национальный процессинговый центр» оказывает такую услугу, как управление рисками, предоставление которой особенно эффективно с точки зрения предотвращения попыток совершения мошеннических операций с карточками и в сети [31].
Таким образом, ОАО «Национальный процесинговый центр» способствует созданию и развитию совместно с банками и торговыми предприятиями собственной сети терминалов и банкоматов. Наличие такой сети обслуживания привлекательно для различных эмитентов карточек, которым выгодно использовать готовую действующую сеть для реализации своих продуктов.
Рекомендуемое:
Сущность, основные черты и функции брокерской деятельности
Участники рынка ценных бумаг, которые постоянно находятся на рынке, организуют и хорошо знают его, имеют статус профессиональных участников рынка ценных бумаг. Профессиональной деятельностью таких участников называется посредническая деятельность, которая осуществляется на основе специальных лиценз ...
Понятие рынка быков и медведей
РЫНОК БЫКОВ, БЫЧИЙ— рынок, на котором наблюдается тенденция повышения цен в результате высокого спроса. РЫНОК МЕДВЕДЕЙ— рынок, на котором наблюдаются тенденции падения цен и ускорения этого падения. РОСТ-ПАДЕНИЕ— оценка числа акций, цены которых выросли или упали в течение определенного периода; со ...
Современное состояние банковской системы Российской Федерации
Для современного состояния банковской системы РФ характерны следующие особенности: 1. высокая доля госсектора; 2. низкий удельный вес банков с иностранным капиталом; 3. относительно небольшое количество региональных банков; 4. слабость региональной системы коммерческих банков; 5. неразвитость банко ...