В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнений, что деятельность любого финансового и нефинансового института сопряжена с определёнными рисками. Именно поэтому залогом успешного функционирования любой организации служит способность управлять своими рисками в конкретных макро- и микроэкономических условиях.
Система управления рисками – это процесс, включающий четыре основных элемента: оценка риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска.
Управление кредитным риском является составной частью управления процессом кредитования в целом. Разделение кредитного риска на риск конкретного заемщика и риск портфеля предполагает учет особенностей каждого вида риска в процессе управления. В связи с этим при управлении кредитными рисками используются два подхода:
- Управление прямыми рисками (рисками конкретного заемщика);
- Управление рисками кредитного портфеля.
Управление каждым из этих видов кредитного риска, помимо общих черт имеет и ряд специфических особенностей. Важным обстоятельством является различие целей управления:
- целью управления кредитным риском индивидуального заемщика является снижение вероятности неисполнения заемщиком договорных обязательств перед банком и минимизация потерь банка в случае невозврата кредита;
- целью управления риском кредитного портфеля банка является поддержание на определенных уровнях показателей, характеризующих эффективность организации кредитных операций банка.
Управление кредитным риском отдельного заемщика осуществляется в рамках процесса кредитования. На каждом этапе кредитного процесса управление кредитным риском имеет свои особенности. Задачей сотрудников, непосредственно взаимодействующих с клиентами, и участвующих в процессе кредитования, является точное следование Политике банка и Кредитной политике банка, процедурам, разработанным для стандартизации операций, сокращения рисков и уменьшения ошибок при кредитовании.
Задачей сотрудников, осуществляющих управление кредитным портфелем банка, также является точное следование разработанным инструкциям и процедурам, определение и адекватная оценка факторов, влияющих на уровень кредитного риска.
Управление кредитным риском предполагает определенную последовательность действий по снижению риска. Процесс управления кредитным риском включает в себя этапы, представленные на рисунке 17.
Данные этапы управления кредитными рисками применяются банками как на уровне отдельных заемщиков, операций и кредитных продуктов, так и на уровне всего кредитного портфеля в целом.
Для начала рассмотрим управление прямыми кредитными рисками. Итак, первый этап - идентификация риска. Целью идентификации прямого кредитного риска является выявление потенциальных причин невыполнения заемщиком обязательств по сделке. Эти причины могут быть внешними и внутренними. Внутренние причины связаны с организацией кредитного процесса в банке. Внешние непосредственно связаны с заемщиком, его неспособностью или нежеланием выполнять взятые на себя обязательства и наличием обеспечения, позволяющего банку компенсировать потери в случае неисполнения этих обязательств.
Для идентификации кредитного риска заемщика необходим сбор полной информации о данной компании в части структуры собственности, качества менеджмента, конкурентоспособности, рентабельности и стабильности производства, влияния отраслевых, рыночных, географических и других факторов риска, наличия рисков, связанных с залоговым имуществом (ликвидность, достаточность, сохранность) и с другим обеспечением.
Идентификация рисков осуществляется в ходе подготовки кредитными офицерами филиалов (специалистами Департамента корпоративных финансов – по заявкам корпоративных клиентов), юридической службой и службой безопасности филиалов и Головного офиса экспертных заключений по проектам, в соответствии с типовыми структурами экспертных заключений, в зависимости от категорий заемщиков, отраслевой принадлежности и целей анализа.
Рекомендуемое:
Страхование жизни
Российский рынок страхования жизни приобретает все более отчетливые очертания, движимый тремя факторами. Во-первых, сказывается позитивное воздействие произошедшей в прошлом году специализации по отраслям страхования и разрешение использования доверительного управления активами. Во-вторых, присталь ...
Состав доходов страховщиков
В состав доходов страховщиков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включаются: 1. Выручка страховщика, формируемая за счет: а) поступлений страховых взносов по договорам страхования, со страхования и перестрахования за вычетом страховых выплат, отчислений в с ...
Открытие счетов в иностранной валюте
Открытие корреспондентских счетов банков резидентов и нерезидентов как в иностранной валюте, так и в гривнах осуществляется в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" и нормативных актов Национального банка Украины. После ...