Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ
Страница 1

Материалы » Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования » Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ

Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы РФ. Необходимость разработки долгосрочной стратегии развития пенсионной системы обусловлена неудовлетворительными характеристиками финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств за счет собственных источников и как следствие быстрым увеличением разбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ (ПФР), возрастанием его зависимости от госбюджетных трансфертов, отставанием уровня жизни "советских" пенсионеров, а также неэффективной реализацией основных страховых принципов, предусмотренных пенсионной реформой 2002 г.

Исходя из прогнозных оценок макроэкономических параметров развития нашей страны, принятых в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, разбалансированность бюджета ПФР достигнет своего максимума (1,4 % ВВП) в начале 2020-х гг. При этом если в 2010 году несбалансированность составила около 18% от общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, то к 2050 году этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Поскольку источником покрытия недостающих финансовых ресурсов по действующему пенсионному законодательству являются средства федерального бюджета, можно говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а исключительно о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства.

В то же время с точки зрения межбюджетных отношений следует отметить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х годов будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем - даже темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много, но наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенных действующим налоговым законодательством. В долгосрочной перспективе при сохранении условий формирования пенсионных прав (начисления страховых взносов) объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования (эффективный тариф страховых взносов), по причине опережающего роста размера заработной платы будет сокращаться. Еще быстрее будет снижаться эффективный тариф взносов на страховую часть трудовой пенсии.

Рис. 1.3. Изменение суммарного эффективного тарифа взносов на страховую составляющую трудовой пенсии

Разница в динамике показателей объясняется постоянным увеличением до середины 2020-х гг. части страховых взносов, отвлекаемых на накопительную часть трудовой пенсии лиц моложе 1967 года рождения, доля которых к этой дате достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособного возраста.

Государственные обязательства по финансированию страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста заработной платы. (см. табл. 1.1.)

Таблица 1.1. Прогноз трансфертов федерального бюджета в бюджет ПФР в действующих условиях, млрд. руб.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2020 г.

2030 г.

Всего трансфертов

1972,0

2708,0

6918,0

11250,0

Доля трансфертов в общих расходах ПФР, %

65,7

70,8

82,0

89,0

в том числе без средств на покрытие дефицита

53,3

58,8

58,0

60,0

Однако суммы текущих поступлений в бюджет ПФР, по актуарным расчетам, будут сокращаться по причине планируемого уменьшения численности занятых трудовой деятельностью. Возникающую разницу придется полностью покрывать за счет средств федерального бюджета во всевозрастающем размере: к 2022 году до 4,1 %.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемое:

Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг России
Рынок ГКО-ОФЗ — рынок, организованный и регулируемый Министерством финансов РФ и Банком России в целях реализации бюджетной и денежно-кредитной политики, приобретает в современных условиях России значение в качестве одного из основных источников финансирования крупных инвестиционных программ. Госуд ...

Депозитарная деятельность Уваровского ОСБ и услуги по хранению ценных бумаг физических лиц
Депозитарной деятельностью признаётся профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996г. Депозитарная деятельность включает в себя обязательное представление клиентам услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учёту ...

Финансовая деятельность страховых компаний. Формирование прибыли страховой организации
Для страховой компании, как и для любой другой предпринимательской структуры, существует необходимость извлекать прибыль из своей деятельности. В общем случае конечный финансовый результат страховой организации определяется как разность между ее доходами и расходами. Тем не менее специфика страхово ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.binoly.ru