Если вспомнить историю, то появление первых кредитных бюро приходится на конец XIX века. Тогда они впервые появились в Австрии, США и Швеции.
Но подлинный бум в создании кредитных бюро произошел сравнительно недавно. Опрос частных кредитных бюро, проведенный в 2002 году Всемирным банком, показал, что начало функционирования примерно половины организаций приходится на конец 80-х - начало 90-х годы ХХ века. Аналогичны данные по Латинской Америке: примерно 14 из 30 фирм были организованы в 1989 году. Данные по Восточной Европе показывают, что большинство фирм было открыто в 1992 году. В Западной Европе также происходит бурное развитие кредитных бюро, открытие новых фирм отмечалось в Италии, Австрии и Испании.
В Республике Казахстан кредитные бюро появились недавно, и у большинства из нас, потенциальных заемщиков, нет и не может быть многолетней кредитной истории. Поэтому клиенту необходимо предоставить банку справку о доходах за последний год – это только часть информации, которая позволяет банку оценить его кредито- и платежеспособность.
В качестве основных разработчиков Закона РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй», подписанного 6 июля 2004 года Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, выступили НБ РК и Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Работа, предшествующая принятию Закона, а также созданию в Казахстане первого кредитного бюро, велась при тесном сотрудничестве с корпорацией Прагма/USAID и Ассоциацией финансистов Казахстана. НБ РК уже объявил о своем намерении стать учредителем Кредитного Бюро для юридических лиц. Кредитные бюро, занимающиеся сбором информации по физическим лицам, смогут создать сами банки.
Полтора года назад в Алматы была проведена первая Центрально–Азиатская конференция по кредитному бюро. В результате обсуждения определилась основная схема кредитного бюро.
Сама идея кредитного бюро – очень простая: это база данных, в которой собрана информация о заемщиках, вернее, информация по их кредитным историям. Допустим, люди начинают с кредита на образование, потом берут кредит на покупку машины, затем на покупку дома, открывают кредитные карточки и так далее. И если кредитная история у человека хорошая, то доступ к заемным деньгам прост: минимальные залоги, быстрая процедура оформления. Если же кредитная история плохая, то исправить ее уже очень сложно. Тем самым, банковская система повышает доступность и эффективность кредитных средств для населения.
Благодаря кредитному бюро, можно снизить риск невозвратности кредита, т.к. у банка будет достаточно необходимой информации о заемщике. Кредитная история позволит принять правильное решение в пользу банка.
Это должна быть частная организация, так как необходимо обеспечить конфиденциальность вкладчиков и максимальную эффективность работы структуры. Это также должна быть Ассоциация, куда на равных правах входят компании, которые работают с населением.
Кредитное бюро – это шаг в завтрашний день, это современный подход к кредитованию, правильные базы данных, современные системы электронного анализа. В конечном итоге, это позволяет расширить доступ населения к кредитным продуктам.
Цель и задачи кредитного бюро – в формировании информационной базы о заемщиках и предоставление этих отчетов кредиторам. С одной стороны, кредитное бюро позволит банкам адекватно, с учетом имеющейся информации о потенциальном заемщике, оценивать свой риск. С другой – облегчит доступ и условия получения займа добросовестным заемщикам, имеющим хорошую кредитную историю.
Кроме того, это имеет и практическое значение для самих банков, которые теперь смогут сократить расходы на содержание административного аппарата, процедуры выдачи и оформления кредитов, что, в конечном итоге, приведет к снижению процентных ставок и сделает более доступным кредиты для клиентов с положительными кредитными историями.
Кредитное бюро в Казахстане будет предоставлять банкам полную информацию о потенциальных клиентах, что снизит риски при выдаче займов. Сейчас кредитное бюро формирует базу данных и кредитные истории всех заемщиков.
Владимир Ивлев, административный директор «Первого Кредитного Бюро»: «Например, банк узнает, что у клиента пять займов в пяти банках. То есть это не основание для отказа. Но банк просто принимает к сведению и оценивает свои риски, имея эту информацию».
Инициаторами создания кредитного бюро стали Национальный банк и Агентство по надзору за рынком. Финансировало проект посольство Соединенных Штатов. Для Казахстана это - важный шаг в становлении финансовых институтов, как считают специалисты.
Рекомендуемое:
Устойчивость национальной валюты как основная цель денежно-кредитной политики
Национального Банка РК
Реформирование банковской системы Казахстана проходило практически в три этапа. На первом этапе (1988–1991 г.) в условии существования СССР была проведена реорганизация государственных отраслевых специализированных банков передачей части функций центра республиканские подразделения соответствующих ...
Передача страхового риска
Перестрахование имеет большую историю. Впервые оно появилось в средние века в сфере морского страхования. Первый известный контракт с признаками перестрахования был заключен в Генуе в 1370 г. между агентом страховщика и двумя торговцами, выступившими в роли перестраховщиков. По договору перестрахов ...
Виды и методы финансового контроля и надзора Банка
России
Контрольно-надзорные функции – одни из основных функций Банка России. Использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль, проводимый Банком России, осуществляется в установленном п ...