Анвар Сайденов, председатель Национального Банка РК: «Мы много говорили о том, что может способствовать снижению ставок по банковским кредитам, по потребительским кредитам широким слоям населения. Мы всегда говорили, что функционирование кредитного бюро, возможность обмена информацией о заемщиках - это один из путей снижения затрат банка».
Джон Ордвей, посол США В Казахстане: «Кредитное бюро открывает возможности для большего числа казахстанцев, таким образом, способствуя росту среднего класса в Казахстане».
Один из учредителей – «Кредитинфо групп». Эта исландская компания помогла сформировать техническую и методическую базы. Эксперты отмечают, что структура и работа Первого кредитного бюро соответствуют международным стандартам. На сегодняшний день договоры заключили три крупных банка Казахстана.
Национальный банк и Ассоциация финансистов Казахстана (АФК) не могут прийти к консенсусу по проекту закона “О кредитном бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан”. Об этом на недавней международной конференции по кредитному бюро в Алматы заявил глава АФК Даулет Сембаев.
Поскольку таблица разногласий была опубликована на сайте АФК, появилась возможность обсудить более предметно различия в подходах между этой влиятельной организацией и Нацбанком.
В статье 6 проекта Нацбанк сформулировал основную задачу кредитного бюро как “сбор и предоставление информации о заемщиках”. АФК предлагает следующую формулировку: «Основной задачей кредитного бюро является содействие развитию кредитования в Республике Казахстан путем сбора и предоставления информации о заемщиках». Таким образом, АФК, которая по праву считается лоббистской организацией банков, намерена изначально подчинить кредитное бюро интересам банкиров, тогда как Нацбанк видит смысл этого проекта несколько иначе.
По статьям проекта, АФК не согласна с Нацбанком в части и вправду расплывчатых отсылок к законодательству, которые чиновники, по всей видимости, пишут просто автоматически. Вот пример, приведенный в таблице разногласий: «Кредитное бюро имеет иные права и несет иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан (такие же формулировки в отношении поставщиков, получателей информации и субъектов кредитных историй)». Как справедливо считают в АФК, нормативная правовая база о кредитном бюро в настоящее время отсутствует, а поэтому иные права и обязанности бюро надо просто прописать в законе.
Любопытно, как подходят Нацбанк и АФК к определению круга поставщиков информации для кредитного бюро. Позиция главного банка выглядит вполне приемлемо: здесь предлагают ограничить перечень поставщиков информации банками второго уровня, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, страховыми организациями, осуществляющими обязательные виды страхования, госорган, осуществляющий госрегистрацию налогоплательщиков (то есть налоговая инспекция), госорган, осуществляющий документирование и регистрацию населения (по всей видимости, МВД), орган, осуществляющий присвоение СИК.
АФК утверждает, что этого мало, и предлагает расширить этот перечень за счет правоохранительных органов, органов регистрации недвижимости и автотранспорта, психоневрологических диспансеров, КСК, а также получателей кредитного отчета, указанных в статье 10 проекта на основаниях, оговоренных статьей 50 Закона о банках и банковской деятельности.
С нашей точки зрения, в данном случае, банкиры правы - ведь в противном случае заемщикам придется самим собирать все необходимые справки для банка. А в принципе, давно пора создать единую базу данных на всех граждан страны, в которой хранилась бы вся информация о них с самого рождения, и при необходимости именно из этой базы извлекались бы все необходимые справки и копии документов.
Кстати, по мнению АФК, сами субъекты кредитных историй не должны входить в перечень поставщиков информации, но в таком случае непонятно, кто же будет информировать кредитное бюро об изменении данных субъекта, в случае смены места жительства, фамилии, имени и в других случаях. Это еще один аргумент в пользу того, что все разрозненные базы данных госорганов должны быть объединены в единый массив. А Нацбанк прав в том, что субъектам кредитных историй должно быть предоставлено право не только напрямую обращаться к получателям кредитного отчета, но и требовать внесения корректировок в такие отчеты и кредитные истории в случае недостоверности и неполноты содержащейся в них информации.
Получателей много - в их число Нацбанк (статья 10 проекта), помимо банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых организаций, осуществляющих обязательные виды страхования, предлагает включить также юридические лица, реализующие товары и услуги в кредит, субъектов кредитных историй, органы предварительного следствия и дознания, суд, прокуратуру, таможенные органы, налоговые органы и госорган исполнительного производства.
Рекомендуемое:
Проблемы развития ипотечного кредитования в России
и в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ
Одной из важнейших предпосылок для создания рынка доступного жилья в России является принятие пакета жилищных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. До сих пор жилищная проблема стоит перед 61% российских семей. Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют низки ...
Функции собственного капитала
Собственный капитал банка выполняет три основные функции: v защитную; v оперативную; v регулирующую. Защитная функция заключается в том, что собственный капитал служит источником защиты интересов вкладчиков в случае банкротства банка, гарантом ликвидности, а также для покрытия непредвиденных затрат ...
Модели мобильного банкинга
Основой мобильного банкинга являются технология WAP и беспроводной доступ в Сеть Существующие следующие условные модели мобильного банкинга: 1) SMS-banking. SMS-банкинг основан на технологии передачи коротких сообщений (Short Message Service) – специального канала передовой связи для передачи служе ...