В настоящее время всеми участниками процесса страхования, активно дискутируется проблема повышения тарифов по ОСАГО. Инициаторами данного процесса выступают сами страховые компании и от их имени РАСО, которые настаивают на увеличении тарифов более чем на 20 процентов. Предложение обосновывается кризисом, бедственным положением компаний и т.п.
Минфин РФ данные предложения не отвергает, но требует увеличения размеров страховых выплат по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП).
На сегодняшний день статьей 7 Федерального закона № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.
Минфином предлагается, чтобы страховая сумма за ущерб жизни и здоровью каждого потерпевшего была увеличена с 160 тыс. до 500 тыс. руб., а имуществу - с 120 тыс. до 150 тыс. руб. Предельная выплата за урон имуществу нескольких жертв ДТП повышается до 200 тыс. рублей, вместо действующих 160 тысяч.
С учетом рассмотренных выше проблем тарифного регулирования представляется, что позиции сторон не вполне адекватны сложившейся ситуации.
Страховщики требуют повышения тарифов, Минфин не возражает, но настаивает на увеличении предельных размеров страховых выплат.
Реальная проблема состоит не в размерах страховых премий или страховых выплат, а в самом сложившемся подходе к государственному тарифному регулированию, которое не учитывает инфляции, создает зоны убыточности или повышенной доходности ОСАГО, как в территориальном плане, так и по маркам автомобилей.
Представляется, что кардинальным решением проблемы страховых тарифов является отказ от государственного регулирования по опыту ряда зарубежных стран.
Однако, в условиях, когда государственная политика направлена в действительности на монополизацию рынка страховых услуг, такой вариант представляется не приемлемым.
Поэтому речь может идти только о существенных изменениях действующего порядка определения размеров страховой премии.
В этой связи представляется целесообразным внесение следующих изменений.
Во-первых, в качестве базовой ставки страхового тарифа должна использоваться не абстрактная величина 1980 рублей или иная установленная Правительством РФ сумма, а фактическая стоимость страхуемого транспортного средства в текущих ценах. Такая базовая ставка позволит учитывать и инфляционные тенденции.
Во-вторых, указанная стоимость должна корректироваться коэффициентом физического и морального износа транспортного средства.
В-третьих, территориальный коэффициент должен устанавливаться не в фиксированном размере, а по определенным правилам, установленным Правительством РФ в зависимости от степени аварийности в конкретном населенном пункте по данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Предлагаемые изменения позволят повысить гибкость государственной тарифной политики, большую адаптацию размеров тарифов к реальным условиям.
Вступившие с 1 марта в силу поправки к статье 11 Закона об ОСАГО, которые позволяют автомобилистам оформлять мелкие аварии без участия сотрудников ГИБДД и обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию не столько разрешили существующие, сколько вызвали новые проблемы.
Первоначально планировалось, что новые правила вступят в силу еще 1 июля 2008 года. Однако этот срок пришлось передвинуть из-за того, что страховщики и профильные министерства оказались не готовы к введению новой системы.
В ряде зарубежных стран данный порядок действует уже давно.
Функционирует, например, аналогичная система во Франции, откуда, кстати, и скопирована российская модель.
Во Франции оформление мелких ДТП без участия полиции или жандармерии реально облегчает жизнь автомобилистам. В случае мелкой аварии - например, из-за царапин на бампере - автовладельцам не нужно дожидаться дорожной полиции. Прямое урегулирование убытков упрощает процедуру возмещения ущерба: потерпевший, вместо того, чтобы добиваться выплат от страховой компании виновника ДТП, обращается к собственному страховщику.
Однако для российских автомобилистов нововведения могут обернуться дополнительными проблемами при оформлении ДТП без участия сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС), поскольку малейшее несоблюдение любого из правил и условий, о которых многие даже и не догадываются, может закончиться отказом страховщика ОСАГО от произведения выплаты.
Рекомендуемое:
Механизм осуществления расчетов
банковскими пластиковыми карточками в ОАО «Белвнешэкономбанк»
ОАО «Белвнешэкономбанк» был первым банком, эмитирующим банковские пластиковые карточки международных систем в банковской системе Республики Беларусь. Система пластиковых карт в ОАО «Белвнешэкономбанк» функционирует с 1995 года. Банк является членом международных платежных систем, и создал националь ...
Тенденции развития Российского фондового рынка
Анализ истории российского фондового рынка и его взаимосвязей с международными рынками позволил выявить некоторые тенденции его развития. Цикличность. Российский фондовый рынок развивается циклически: на начальной стадии наиболее популярны финансовые инструменты, непосредственно обслуживающие реаль ...
История возникновения ипотечного кредитования в России и правовое
обеспечение ипотечного кредитования в РФ
Ипотека в современных условиях является относительно новым понятием, хотя экономическая история России имеет достаточно большой опыт ипотечного кредитования. Ипотечное кредитование было первым на Руси видом кредитования. Уже в XIII – XIV вв. одновременно с правом частной собственности на землю в Ро ...