Рассматривая основные вопросы, связанные с противодействием отмыванию денег, необходимо обратить внимание на такую сферу международного бизнеса, как осуществление финансовых операций через офшорные финансовые учреждения. Ведь не секрет, что зачастую финансовые учреждения, находящиеся в различных офшорных зонах, расположенных по всему миру, как и «обычные» финансовые учреждения, находящиеся в различных странах, используются нечистыми на руку денежными воротилами для отмывания денег. Проблема терроризма, особенно актуальная после известных событий 11 сентября в Нью-Йорке, заставляет особенно пристально взглянуть на такую достаточно скрытую от контролирующих и правоохранительных органов часть мировой финансовой системы, как офшорные финансовые учреждения.
Традиционно местом открытия конфиденциальных банковских счетов служили Швейцария, Лихтенштейн и Австрия. Однако в результате активного развития некоторые офшорные зоны к 80 – 90 гг. XX века превратились в крупные офшорные финансовые (и банковские) центры (ОФБЦ).
Так, наряду с местными банками, обслуживающими резидентов, иностранные банки могли теперь регистрироваться и в целях работы исключительно с нерезидентами (и все операции должны были проводиться только в иностранных валютах). Такого рода банки не имели права (хотя иногда допускались некоторые исключения) работать с резидентами страны регистрации и проводить операции в национальной валюте.
Законодательства этих стран предоставляли таким банкам льготы, которые выделяли их по сравнению с местными банками: они практически не платили налогов, полностью освобождались от необходимости резервирования средств, получали гарантии соблюдения банковской тайны. Кроме того, процедура регистрации таких банков была предельно упрощена. Таким образом, в международном банковском деле возник особый, специфический сектор, с присущими только ему чертами.
Возникновение ОФБЦ относится к 60 – 70 гг. ХХ века. Исторически сложилось так, что большинство ОФБЦ возникли в странах, входящих в Британское Содружество Наций. Правовые системы этих стран были основаны на английском праве. В целом же особую популярность приобрели страны Карибского бассейна (Британские Виргинские острова, Барбадос, Антигуа и Барбуда, Каймановы острова, Багамские острова, а также иные территории, в прошлом управляемые Великобританией (например, европейские: Кипр, Мальта, Гибралтар, Гернси, Мэн, Джерси, или азиатские: Сингапур, Гонконг). Определенной привлекательностью начали пользоваться и некоторые государства и территории тихоокеанского региона, такие, как Вануату, острова Кука, Западное Самоа, Науру, или азиатские: остров Лабуан (Малайзия). В результате в начале XXI века в мире насчитывалось около 6000 офшорных банков.
Интерес к развитию ОФБЦ подогревается как со стороны акционеров и клиентов офшорных банков, так и со стороны самих юрисдикций.
Для акционеров и клиентов основными преимуществами офшорных банков являются: простота и низкие расходы при их регистрации; льготное валютное регулирование и возможность проведения широкого спектра операций; отсутствие требований по обязательному резервированию и страхованию депозитов; низкие налоги либо вообще их отсутствие по ряду операций; низкие административные расходы; возможность использования местных служащих (например, в бывших колониях Великобритании население владеет английским языком). При этом уровень образования населения в этих странах является довольно высоким, а стоимость рабочей силы – низкой.
Конфиденциальность операций для клиентов в ОФБЦ является также важным определяющим фактором.
Некоторые страны, где расположены ОФБЦ, такие, как Кипр, Мальта и Багамские острова, имеют договоры с рядом развитых государств об устранении двойного налогообложения, что также усиливает привлекательность этих юрисдикций.
Акционерами (учредителями) офшорных банков являются в основном крупнейшие международные банки из развитых стран – транснациональные банки (ТНБ), транснациональные корпорации (ТНК), специфика деятельности которых требует постоянного перемещения средств через национальные границы. Через открытие офшорных банков ТНБ и ТНК получают практически полную свободу в бесконтрольном перемещении средств, а также возможность значительно экономить на издержках проводимых операций и на налогах. Акционерами офшорных банков могут быть также и группы средних фирм и состоятельные физические лица, не доверяющие свое состояние «чужим» банкам. При этом расходы по открытию таких (кэптивных) банков в некоторых офшорных юрисдикциях остаются вполне посильными. Компании и особенно группы компаний, как правило, связанных устойчивыми деловыми отношениями, могут учреждать свой собственный офшорный банк, обслуживающий их внутренние интересы.
Рекомендуемое:
Оценка
эффективности введения страховых взносов на территории РФ
Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы РФ. Необходимость разработки долгосрочной стратегии развития пенсионной системы обусловлена не ...
Сравнительный анализ методик, применяемых банковской системой для оценки
кредитного риска
Для эффективного управления кредитными рисками необходимо определить надежный способ его оценки. Исходя из определения риска как степени вероятности не возврата кредита, процентов по нему или задержки выплат, которая может привести к существенным финансовым потерям со стороны кредитора, можно выдел ...
Построение модели предприятия «как есть»
Модель «как есть» - модель уже существующего процесса или функции. Обследование процессов является обязательной частью любого проекта создания или развития системы. Построение функциональной модели позволяет четко зафиксировать, какие процессы осуществляются на предприятии, какие информационные объ ...