Организованная на должном уровне работа кредитных подразделений банка в значительной мере снизит риск кредитных операций.
В связи с этим рассмотрим организационную структуру управления кредитными рисками отечественных банков. Основным принципом построения организационной системы управления кредитными рисками банков второго уровня Казахстана является принцип разграничения полномочий между организационными уровнями, т.е. отделение функций управления от функций продаж, что позволяет банку избежать конфликта интересов. Именно с учетом этого принципа сформирована организационная структура риск–менеджмента банка, представленная на рисунке 1, которая подчиняется непосредственно руководству банка и Совету Директоров.
Совет Директоров осуществляет общее руководство по управлению кредитными рисками, утверждает Политику управления кредитными рисками, положения и процедуры по оценке, измерению, ранжированию и мониторингу кредитных рисков и рассматривает предоставляемую структурными подразделениями информацию и отчетность по имеющимся кредитным рискам и вопросам управления ими.
Правление осуществляет руководство текущей деятельностью Банка по управлению кредитными рисками, рассматривает и одобряет Политику управления кредитными рисками, ее Положения и Процедуры, утверждает процедуры и методологии внутреннего кредитного анализа, рейтинговой оценки и др. На основе предоставляемой структурными подразделениями информации и отчетности Правление осуществляет мониторинг подверженности банка и его дочерних организаций кредитному риску по балансовым и внебалансовым операциям и определяет степень его влияния на финансовое положение банка.
Комитет по управлению активами и обязательствами (АЛКО) осуществляет управление портфельными кредитными рисками, анализирует представляемую ответственными структурными подразделениями информацию по кредитным рискам и утверждает лимиты на эмитенты ценных бумаг финансовых организаций и банки-контрагенты, а также на портфельные кредитные риски.
Кредитные комитеты Головного офиса и филиалов оценивают кредитные риски и принимают решения по их приемлемости и вопросам управления рисками в рамках своих полномочий.
Комитет по аудиту проводит работу по совершенствованию организации и повышению эффективности работы системы внутреннего контроля и внутреннего аудита банка в рамках реализации Политики внутреннего контроля и Политики управления рисками.
С целью построения эффективной системы управления рисками в банке образованы Департамент анализа и управления рисками и Департамент кредитных рисков, а также в филиалах введены должности кредитных риск–менеджеров, которые находятся в непосредственном подчинении Департамента кредитных рисков.
Департамент анализа и управления рисками является ответственным подразделением по управлению финансовыми и операционными рисками, портфельными рисками в части рисков по межбанковским операциям и операциям с ценными бумагами финансовых организаций. Проводит макроэкономический анализ и прогнозирование, оценку и измерение рисков, разработку предложений по лимитам на кредитные риски портфелей и мониторинг их соблюдения, а также выполняет другие функции в соответствии с Положением о Департаменте.
Департамент кредитных рисков является ответственным подразделением за организацию, координацию и регулирование работы по управлению рисками в кредитном процессе, построение эффективной системы кредитного риск-менеджмента, анализ и мониторинг кредитной деятельности банка и его дочерних организаций. Принимает адекватные меры по недопущению ухудшения качества кредитного портфеля, организует и координирует работу по возврату проблемных кредитов и мониторингу предоставленных займов, проверке кредитных операций, совершенных дочерними организациями, а также выполняет другие функции в соответствии с Положением о Департаменте.
На уровне филиалов управление кредитными рисками возложено на кредитных риск-менеджеров, принимающих непосредственное участие в кредитном процессе филиала. В обязанности кредитных риск-менеджеров входит оценка кредитных рисков в ходе рассмотрения заявок и мониторинга предоставленных займов, подготовка заключений по рискам, присвоение кредитных рейтингов, мониторинг кредитной деятельности филиала, контроль за соблюдением установленных лимитов кредитования, действующих Политик и Процедур, а также исполнение других функций и задач, определенных Положением о кредитном риск-менеджере филиала.
Рекомендуемое:
Оценка
эффективности введения страховых взносов на территории РФ
Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы РФ. Необходимость разработки долгосрочной стратегии развития пенсионной системы обусловлена не ...
Рынок депозитных сертификатов
В процессе формирования ресурсной базы коммерческие банки активно используют такой источник, как депозитные сертификаты (ДС). Депозитный сертификат по сути является гибридным инструментом: официально — это депозитный счет, но практически ДС является разновидностью долговой расписки. Итак, по форме ...
Анализ деятельности кредитных бюро на примере ТОО «Первое кредитное бюро»
ТОО «Первое кредитное бюро» (далее - ПКБ) образовано 2 сентября 2004 года в форме коммерческой организации, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством о кредитных бюро. ПКБ – первое в Казахстане кредитное бюро, осуществляющее централизованный сбор, хранение и процес ...